Эмпатия и ее отсутствие. - консультация психолога

Здравствуйте. Уже долгое время борюсь с тем, что моя эмпатия упала ниже нуля и будто бы вовсе ушла в отрицательное поле. Мне 23, я мужчина и все это произошло примерно пять лет назад. Я курил, пил, и проводил не самый здоровый образ жизни, мягко говоря. Но уже бросил как год.
А теперь к делу. У меня есть эмпатия, но я не способен ее проявлять. Не способен внимательно относиться к близким людям и их проблемам. Но внутри всегда очень сильно переживаю. Я не способен выявлять никаких эмоций кроме исключительно положительных  на людях. Ну и кроме агрессии и открытой злобы.
Грусть, апатия, забота, любовь и так далее -- все мимо.
К сожалению у меня не хватает денег на частного психолога, но эти проблемы очень мешают мне жить.
Даже сейчас, пока я это пишу, я осознаю, что мне очень трудно выговариваться даже незнакомому человеку в интернете. Будто сердце что-то сжимает.
Роменская Жанна

Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Здравствуйте, Дмитрий. Из Вашего сообщения трудно выделить какие-то причинно-следственные связи между тем, что происходит и тем, чего Вы конкретно хотите. Но я попробую ответить так, как прочувствовала.
Закрытость личности и ощущение отдаленности от людей - это может быть свойством характера. Человек может находиться в компаниях, пить, курить, посещать увеселительные заведения и при этом оставаться закрытым. Возможно, Вы перестали вуалировать свою отстраненность алкоголем и напускным весельем, и она проявилась более остро. Но это только предположение, нужна диагностика.
Еще вариант - организм переживает кризис смены образа жизни. Тут нужно набраться терпения, найти какой-то новый ресурс, чтобы отвлечь себя от темных мыслей (хобби, новая работа, отношения).
Эмпатию не возможно как-то измерить. Есть люди, которые бросаются к лежащему человеку на тротуаре, не рассуждая "наркоман или нет", есть те, кто проявляет заботу только о близких, а чужие его не волнуют. И у тех, и у других, есть эмпатия. Однако, Вы говорите о других чувствах, о грусти, об апатии, о любви. Тогда это вопрос о том, что Вам мешает эмоционально проявляться во всей палитре. Это может быть и из детства усвоенный запрет на эмоции, и недолюбленность родителями, психологическая травма (расставание, например). В какой-то критический момент Ваш мозг нашел путь выхода из него - закрыться, и теперь это паттерн поведения для всех кризисных моментов. Стоит покопаться в причине: когда это началось, с каких пор я стал задумываться об этом, что послужило толчком к этим мыслям, в каких ситуациях это проявляется очень ярко, что при этом делаю я, что делают другие? Ответьте себе на эти вопросы, очень возможно, что найдете причину своего беспокойства и измените отношение к ней через осознание.
Удачи Вам.
Нужна помощь, я на связи. КОНТАКТЫ на странице. 💌👉 БЕСПЛАТНО отвечу на один вопрос, жмите "ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ" на моей странице. С уважением, аналитический психолог Жанна Роменская.
Богачев Сергей
Психолог
г. Ессентуки
Транзактный анализ
Здравствуйте, Дмитрий!
Цитата: У меня есть эмпатия, но я не способен ее проявлять.
Я думаю, здесь присутствует некая противоречивая установка "да,но", как в той песне "...Я добрый, но добра не сделал никому..", по моему группа "Воскресение", но могу ошибаться. То, что вы пишете незнакомым людям, пересиливая себя- это хорошо, так как вы понимаете, что в этом мире есть лукавство и манипуляция, использование искренности в корыстных целях, и тем не менее, вы откровенны, проявляя веру (доверие), надежду и любовь к ближнему своему. Наиболее душеполезно это осуществляется на исповеди. Может быть, вы застали время, когда люди с упоением писали друг другу письма, открывали ближнему своему сокровенные мысли, чувства, намерения, и это благотворно, потому что скрытность это страх, а смелое проявление сокровенных чувств, мыслей это любовь, свобода. А ещё раньше людям было крайне важно и своими действиями проявлять любовь к Богу и к ближнему своему как к самому себе (так как это главные заповеди для спасения души). Верующие люди оказывали милосердие посещая больницы, тюрьмы, принимали странников, подавали милостыню, дабы непосредственным видением, прочувствованием страданий ближнего своего возбуждать в себе спасительное сострадание к нуждающемуся в помощи, совершали поминовение усопших, ибо верующий человек верит, что усопший ушёл, как говорится, на тот свет, в мир иной, и его вечная душа жива и нуждаются в общении с ближними. Лично я ( и не только я) верю, что это правильное отношение к жизни и нам самим стоит сначала стремиться подражать этому, учиться, а потом и самим вносить своё благотворное содержание в мысли, чувства и поступки. Всего вам доброго, Дмитрий!