Самоопределение - консультация психолога

Здравствуйте, уважаемые специалисты! Мой вопрос мучает меня уже много лет, но ухватиться за корень проблемы никак не получается. Мне 41 год, замужем, двое сыновей. Окончила исторический факультет, выбор был продиктован, скорее, отцом, он любил этот предмет. А сама я никогда не знала, чего хочу. С детства мне особо никогда не давали принимать решения, поэтому я и не научилась принимать ответственность за свой выбор, мне стало проще перекладывать решение на близких или идти более простым и очевидным путем, не учитывая своих желаний. И я не виню в этом родителей, я ведь могла сама научиться этому, будучи взрослой. Но я продолжала действовать по инерции. Так вышла замуж, так же и работала- потому, что так надо. Пошла в сферу преподавания, хотя и не собиралась, работаю через силу, всегда чувствуя себя чужой среди коллег, мне кажется, остальные относятся к своей профессии более осознанно. Вся моя жизнь- это сплошная борьба с собой и обстоятельствами, мне кажется уже, что она мне не принадлежит. Постоянное самобичевание, заниженная самооценка, редкие проблески осознанности. Я отдаю себе отчет, что не бездарность, я неплохой преподаватель, ученики меня ценят, в большинстве, коллеги тоже, я хорошо рисую, у меня достаточно задатков. Но дело в том, что я все это обесцениваю. Как будто это все не я, а настоящая я забились в угол и уже даже не пытается оттуда вылезти. На работе заставить меня проявить инициативу или повышать квалификацию может заставить лишь то, что кто-то из коллег сделал это, и мне не хочется отставать. Но разве это стимул? Я так и не поняла, чем хочу заниматься на самом деле, я просто не знаю, чего хочу, а от школы меня уже буквально тошнит, хотя я благодарна за эту работу, т.к. мы переехали издалека, без особых связей, и у нас ипотека. Но на работе я не проявляю инициативу, я просто честно отрабатываю свои часы, я достаточно требовательна к ученикам, но в остальном давно просекла, что инициатива наказуема в школьной системе, и если брать на себя много, то на тебе и будут ездить. А это чревато размыванием границ между работой и личной жизнью. Я из-за этого и выгорела, как и большинство моих коллег. Но чувство неудовлетворённости собой грызет исподволь постоянно. Как взять свою судьбу в свои руки, научиться следовать своим желаниям, неся при этом ответственность за близких и рабочие обязанности? Не поздно ли этому учиться? Как сломать укоренившиеся привычки и образ мышления, способы реагирования и принятия решений? Сколько вопросов, а ответа не найду, хотя он, возможно, лежит на поверхности. Заранее искренне благодарю!
Пылаева Наталья

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Добрый вечер, Лилия!
Цитата: Как взять свою судьбу в свои руки, научиться следовать своим желаниям, неся при этом ответственность за близких и рабочие обязанности? Не поздно ли этому учиться? Как сломать укоренившиеся привычки и образ мышления, способы реагирования и принятия решений?
А какие у Вас желания? Что Вы на самом деле хотите? Учиться никогда не поздно, тем более, когда есть желание, а у Вас желание есть, но не хватает уверенности в себе, поэтому возникают сложности в принятии решение, в умении брать на себя ответственность.
Нужно повышать уверенность в себе.
Неуверенность в себе проявляется не только на словах, но и в манере поведения, жестах, мимике. Как только Вы сможете стать увереннее, люди начнут это чувствовать и Вас их мнение, критика уже не будут так волновать. Если Вы будете уверенны в себе, Вы сможете отстаивать свою точку зрения и при обвинении сможете отстаивать свои границы. У Вас высокие требования к себе, Вы ищите недостатки, хотя на деле, все выглядит совершенно по-другому, Вы смотрите на всю ситуации через свое восприятие, а люди могут и не догадываться что Вы в чем-то не уверенны на данный момент.
Рекомендую следующее:
1. Заведите практику обращать внимание на свои достижения, пусть они будут не значительными на Ваш взгляд, но не обесценивайте их. Чтобы научиться это делать, заведите себе дневник, где Вы будете записывать все, что у Вас получилось (приблизительно 10 дел каждый день). Как только Вы смогли добиться достижения, пусть и незначительного, хвалите себя обязательно. Важно стать опорой для себя.
2. Не ругайте себя за неудачи. Если у Вас что-то не получилось, то отвечайте себе следующими фразами: "Ничего страшного не произошло, зато я могу сделать вывод, что..." или "Я попыталась справиться с этой ситуацией и поэтому я умница". Не ругайте себя, а подбадривайте, стимулируйте себя. Вам необходимо придумать себе фразу/фразы, которые будет работать именно для Вас, эти фразы нужно наклеить на шкаф, телефон и т.д. Если эти фразы будут везде, Вы быстрее справитесь с переживаниями. Каждый может ошибаться, из любой ситуации нужно извлечь урок и сделать вывод для того, чтобы не повторить ошибки в следующий раз. Проанализируйте, как помогла Вам какая-либо ситуация стать сильнее? Какие ошибки помогли Вам стать мудрее? Все это можно прописывать себе в дневник.
3. Исключите фразу «должна» на «я хочу», «я выбираю». Проанализируйте, как часто Вы поступаете под фразой "должна" и как часто делаете, что Вам хочется под фразой "я хочу", "я выбираю". Все достижения, которые у Вас получились отмечайте себе в дневник, проанализировав, как поменялось Ваше внутреннее ощущение, состояние.
Вы можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию и более подробно разобраться в своих переживаниях.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу проблему.
Лилия
Пользователь
Ответ для: Пылаева Наталья
Благодарю Вас, Наталья! Я обязательно последую Вашим советам, мне, действительно, не хватает уверенность в себе.
Рощина Кира
Психолог
г. Москва
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Лилия
Добрый день, Лилия! Учиться точно не поздно - различать свои желания, следовать им, встраивать себя и свои желания в мир, наполнять жизнь своими смыслами, а не чужими - не поздно никогда. Из Вашего письма я понимаю, что Вы уже много размышляли о себе, о причинах и взаимосвязи Ваших сегодняшних вопросов с прошлым, с детством, в значительной степени это действительно из детства - когда Вас не поддерживали родители в выборе и следовании Вашим решениям, чужие решения, навязанные, по сути, представляли как лучшие, чем Ваше собственное - отсюда и низкая самооценка, и отсутствие самоподдержки, самоодобрения. Вы можете пробовать учиться этому самостоятельно, отслеживая свои желания, начиная следовать им, пробуя, экспериментируя, делая акцент на том, чтобы внутренне разговаривать с собой по-доброму, поддерживающе. Но безусловно эффективнее эта работа происходит совместно с психологом. Ведь наша идентификация формируется в отношениях с другими людьми. Таким поддерживающим и по-доброму отражающим Вас и станет Ваш психолог/психотерапевт. Я работаю с такими запросами, Вы можете написать в вотсап +7(916)610-77-91 или через мой профиль. Я работаю онлайн.
Пылаева Наталья
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Лилия
Рада была помочь, Лилия!
Будут вопросы - обращайтесь)
Лилия
Пользователь
Ответ для: Рощина Кира
Очень признательна Вам, Кира, за ответ! Пытаюсь вести дневник, теперь точно знаю, что нужно
Рощина Кира
Психолог
г. Москва
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Лилия
Лилия, рада была Вам помочь, удачи Вам в Ваших начинаниях! )))
Смирнов Михаил
Психотерапевт
г. Тюмень
Юнгианский анализ
Добрый день! Ваша ситуация решаема, на это уйдет 4 встречи ( 5 недель работы с домашними заданиями, который необходимо будет выполнять). Обращайтесь, опыт достаточно большой - 30 лет. WhatsApp 8 912 383 42 77 или https://www.mismirnov.ru/consultations