Апатия, лень, сложность в принятии решения по смене профессии/работы - консультация психолога

Не нравится моя работа (я фрилансер, работаю дома дистанционно, пишу тексты), и я ее постоянно откладываю, в итоге могут проспать до обеда, ничего не сделав, переношу сроки, сдаю проекты в последний день. Раньше работа нравилась, но сейчас доходы в моей сфере не соответствуют даже среднему уровню из-за ужесточения в требованиях, плюс за 17 лет стажа я выгорела, устала от однообразия. Сменить работу просто так не получится, так как по диплому никогда не работала, ничего другого делать не умею, при этом финансовые обязанности высокие - есть дети, зарплаты мужа не хватает. Есть желание получить другую профессию по программе профессиональной подготовки, но я боюсь, что буду все по учебе также откладывать, не справлюсь, либо получу это образование и также ничего не буду делать. Также не совсем понимаю свое профессиональное предназначение, в стиле "кем я стану, когда вырасту". Ощущение, что у меня вообще нет никаких сил, я устаю даже от того, что поела или сделала какое-то простое дело, после которого просто лежу. Такая ситуация наверно развивалась последние лет 5, но последний год-два особенно тяжело. Мне 36 лет.
Роменская Жанна

Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Здравствуйте, Елена! Прокрастинация (откладывание на потом) всегда имеет негативные последствия или вызывает негативные эмоции, портит жизнь. Вроде безобидное понятие, а оно имеет несколько серьезных последствий: накапливается, буквально, усталость, потому что мысль не покидает голову, возникает стресс, неопределенность подпитывает негатив, появляются страхи в самых неожиданных местах, включается чувство вины, аутоагрессия (злость на себя), развиваются неврозы с физическими проявлениями (головная боль, проблемы с ЖКТ). Отмечу сразу, что психологическая прокрастинация - это не то же самое, что лень, так что не будем так категоричны. Каковы причины этого состояния? Тоже разные: страх неуспеха (возникает у ответственных людей, которые боятся подвести других), черты характера - отвлекаемость, импульсивность, желание получить результат как можно скорее, низкий уровень самоконтроля, общая личностная тревога. Еще отсутствие мотивации и даже генетика (исследования показывают, что синдром дефицита внимания СДВГ, передающийся по наследству, частый повод для прокрастинации). И видов прокрастинации несколько, поэтому нужна диагностика.
Что делать? Скажу обобщенно, если захотите, обратитесь к специалисту (когнитивно-поведенческая терапия отлично справляется с этим состоянием), а пока следующие рекомендации:
1. Сначала совершенно банальный метод - составление списка дел на бумаге и строгое очерчивание сроков. Сделали - вычеркиваем. В конце каждого завершенного дела придумать себе вознаграждение, возникнет дополнительная мотивация.
2. Практика осознанности "Не попробуешь - не узнаешь, хорош ты в этом или нет?" Страх продиктован неопределенностью, а получив результат (хороший или неудовлетворительный), мы сразу понимаем, это подходит, это наше, а вот это точно нет. Определенность и знание дает стабильность, а она, в свою очередь, снижает эмоциональную напряженность. Как, например, это блюдо мне нравится, а вот это я пробовала, но нет.
3. Импульсивность. Вроде бы я назвала это в причинах прокрастинации, однако здесь она имеет позитивный оттенок. Позволить себе спонтанные действия. Захотела - сделала. Во время таких импульсивных актах появится адреналин, а он хороший мотиватор. И если вам понравится, вам захочется выполнять это действие еще и еще, а за этим возникнет ощущение "Это мое" и "Я хочу".
4. Фьоре Н. Психология убеждения. Лёгкий способ перестать откладывать дела на потом. Почитайте, может что-то из книги будет полезным.
5. Принятие неудач. Дело в том, что неудачи учат, как не нужно. Рассмотрите неудачи как ресурс, что все другие ошибутся, а вы уже в курсе))
6. Профессия из увлечений. Знаю десятки примеров, когда профессия сформировалась из увлечения. Проанализируйте, к чему у вас всегда было призвание? (шитье, вязание, преподавание, рисование, не знаю, ремонт автомобиля в детстве с папой, сочинение текстов - все это можно превратить в профессиональную деятельность и заработком, причем дополнительно мотивировать себя не придется, вам это нравится). Здесь очень важен один момент - не ориентируйтесь на мнение других, они только затормозят вас своим сомнением. Смело шагайте!
Есть много психологических техник работы и с этим состоянием, и страхами, и определенностью в профессии, это со специалистом. Удачи, будьте счастливы, все получится.
Нужна помощь, я на связи. КОНТАКТЫ на странице. 💌👉 БЕСПЛАТНО отвечу на один вопрос, жмите "ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ" на моей странице. С уважением, аналитический психолог Жанна Роменская.