Данные исследований в области психофизилогии подтверждают тезис, о том, что тревога есть состояние поиска пути решения задачи перед которой оказывается человек, точнее тревога есть состояние в период пока источник тревоги не означен. Далее возникают более зрелые эмоции связанные с ситуацией когда объект тревоги определен — появляется возможность действовать. Зрелые эмоции (страх, стыд, гнев, ярость) запускают именно механизмы действия направленные на решение задачи. Также тревогу можно обозначить, как реакцию на возникновение потребности. Именно возникновение потребности (витальные потребности на самых ранних стадиях развития, а позже и социальные) запускает механизм тревоги. Ниже опишем механизм возникновения тревоги с точки зрения психофизиогии, как базовое чувство для возникновения более зрелых эмоций.
Реакции организма возникают в ответ на внешние и внутренние раздражители (стимулы). Чем сильнее будет стимул, тем большее возбуждение получит организм в целом. Информация по афферентным путям поступает в таламус, где происходит первичная обработка данных. Таламус имеет связи практически со всеми отделами мозга. Через таламакортикальные пучки осуществляется связь с большими полушариями, также через ассоциативные ядра таламуса осуществляется высшая интегративная деятельность.
Таламус участвует в сборе информации от всей рецепторной системы (кроме обонятельной), определяя таким образом ответную реакцию организма на раздражители. По сути в таламусе происходит фильтрация стимулов — допороговые, пороговые, надпороговые.
Соответственно, если стимул значим (пороговый стимул), возбуждение связанных структур с таламусом произдойдет.
Известно, что активация дофаминовых рецепторов Д2 класса в префронтальной коре является значительным звеном в активации механизмов тревоги и страха. Однако известно, что дофамин также является нейромедиатором, который участвует в таких процессах, как внутреннее подкрепление, формирование памяти, повышение двигательной активности и мотивации. По большому счету дофамин можно назвать нейромедиатором влечения. Также дофамин является основным активатором экстропирамидальной системы, которая состоит в сложной системе связей с таламусом, и которая участвует в управлении движениями, поддержанием позы и мышечного тонуса. Кроме того, экстропирамидальные пути имеют связи с подкорковыми структурами — лимбической системой. Таким образом стимул проходя через таламические пути вызывает процессы возбуждения, то есть структуры мозга получают сигнал о необходимости ответной реакции — влечение к действию.
Зрелые аффекты
Страх
Как показано в исследованиях в момент страха, по мимо задействования срединных структур мозга тех же, что и при тревоге (мендаливидное тело) так же активна кора больших полушарий, в частности Инфралимбическая кора головного мозга (IL) — это область коры в вентромедиальной префронтальной коре, которая играет важную роль в тоническом торможении подкорковых структур и эмоциональных реакций, таких как страх. Кроме того миндалина тесно связанна с гиппокампом, гиппокамп в свою очередь запускает реакцию «извлечение памяти». Таким образом при тревога запускает эмоциональную реакцию — страх. То есть при возникновении тревоги если есть ассоциативные связи в когнитивной коре больших полушарий с произошедшим негативным событием связанным с угрозой или прогнозируемым, возникает чувство страха, что запускает более выраженную соматическую реакцию, чем при тревоге в частности стимулируется кора надпочечников вызывая усиленный выброс адреналина и кортизола. Однако, не смотря на более выраженную соматическую реакцию, страх может быть контролируемы так как это осознанная эмоция и есть конкретный объект этой эмоции. То есть эмоция лежит в сознательной плоскости в отличии от тревоги.
Гнев и ярость
При возникновении чувства гнева и ярости можно наблюдать активность тех же структур лимбической системы, что и при страхе. Однако в эксперименте с ФМРТ в котором участников оскорбляли была выявлена активность в передней части поясной извилины головного мозга была положительно связана с самооценкой чувства гнева и индивидуальными различиями в общей агрессии. Активность в медиальной префронтальной коре была связана с самооценкой и индивидуальными различиями. Повышенная активация в гиппокампе, островковой и поясной извилинах коры головного мозга после провокации указывали на то, что гнев есть проявление тревоги связанной с условно нарушенной (поврежденной) кем-то самооценкой, однако этот процесс контролируемый и осознанный таким образом, что человек может с ним справится. Ярость же есть в крайне степени, есть неконтролируемый процесс видимо связанный с чрезмерной активацией миндалевидного тела, что в свою очередь стимулирует гипоталамус в результате, чего происходит сильный гормональный выброс — то есть происходит неконтролируемая (незрелая) соматическая и эмоциональная реакция.
Стыд вина
При возникновении чувства стыда так же активируется лимбическая система, в частности миндалевидное тело, как и при чувстве страха или гнева. Однако, более выраженная соматическая реакция будет во время стыда. В исследованиях было показано, что при чувстве вины более задействована зона островка в головном мозге. Этот отдел играет важную роль в эмпатии, способность сопереживать, тогда как во время стыда у человека белее активируется нижняя лобная извилина. Одной из функций, которой является подавление к стремлению рискованных решением, обработка речевых стимулов а также эта часть мозга активируется при внутреннем диалоге. Так же в нижней лобной извилине содержаться зеркальные нейроны, которые отвечают за подражение в поведении.
Особенно эта группа нейронов активна в самом раннем возрасте. Таким образом чувство стыда может возникать в возрасте когда возможен анализ речи и начинается сопоставление «себя с кем-то большим», а чувство вины возникает тогда когда человек может сопереживать. В обоих процессах активирующую роль играют миндалины, как и при чувстве тревоги.