Наверно, собственную практику я могу разбить на этапы по идеям которые лежали в разные периоды в основе работы. На сегодняшний день моя практика накладывается на такие понятия как “Эпистемическое доверие” и “Дискурс”. И хочу здесь про них написать.
Эпистемическое доверие (англ. epistemic trust) — это концепция из философии и социальных наук, связанная с доверием к источникам знаний/ информации. Т. Е. вера, что информация предоставленная другим лицом действительна, обоснована и достоверна.
Эпистемическое доверие (далее ЭД) тесно связано с эпистемологией (раздел философии о природе знания).
Элементы ЭД:
- Опыт источника,
- Уединенность общения,
- Метод общения,
- Интерес и знакомство с темой у получателя информации,
- Внутренняя последовательность информации,
- Правдоподобность аргументов.
Кстати говоря, собеседники которые признают свои ошибки и поощряют вопросы, укрепляют ЭД лучше, чем те, кто претендует на непогрешимость.
А еще для укрепления ЭД необходимо:
- Прозрачность и открытость источника,
- Живой и эмоционально насыщенный диалог,
- Эмпатия,
- Последовательность, искренность и безопасность участников,
- Взаимное признание чувств и идей.
- Отказ от элитарности знаний и любой стигматизации участников общения.
Отсюда можно сделать вывод что ЭД лежит в основе терапевтических отношений. В развитии и поддержании ЭД, вероятно стоит главная задача психолога/психотерапевта: это то что происходит между специалистом и клиентом даже когда кажется что процесс стоит на месте и нет изменений, а наши гипотезы не реализуются или вовсе отсутствуют.
Почему это важно?
ЭД — это способность клиента воспринимать слова, методы и интерпретации психотерапевта как достоверные и релевантные. Без этого появляется основа для того что можно назвать сопротивлением в терапии.
И кроме того, ЭД основа для развития ментализации — пониманию своих и чужих психических состояний (мысли, эмоции, намерения). Например, если в детстве человек испытывал обесценивание или насилие, то во взрослом возрасте он с трудом доверяет другим и себе, и чувствует окружающий мир более опасным. В таком случае психолог/психотерапевт уже на уровне присутствия может помочь научиться человеку быть более открытым и спонтанным. Иными словами, доверяя другому мы учимся доверять и себе.
Злоупотребление эпистемическим доверием и развитие властных отношений на этой почве может выглядеть как:
- Доминирование одних взглядов которые определяют «истину», маргинализируя альтернативные знания.
- Исключение и замалчивание важной информации;
- Систематическое искажение или неверное представление чьих-либо значений или вкладов;
А вот тут важно рассмотреть понятие дискурса, раз затронуто словосочетание властные отношения.
Нарративный психотерапевт М. Уайт отмечает, что в современном противоречии о первичном в психотерапии (методы или отношения) необходима и третья сторона: те социальные установки которых мы придерживаемся: Как они вклиниваются в процесс? Как влияют на него? Через призму каких идей видим человека?
М. Фуко сводил это в понятие дискурс: то на чем и в чем поддерживаются властные отношения. Это убеждения, слова и ритуалы которые поддерживают доминирование и подчинение (или угнетения) одних другими. Дискурсы могут быть медицинскими, гендерными, образовательными.. Да вообще затрагивать любую сферу бытия. И каждый из нас испытывает на себе их влияние, хотя мы это не создавали и не выбирали. Важно понять как мы с этим взаимодействуем и как это влияет на нас? Каково нам в этом? Как из этих влияний мы можем выйти и что противопоставить им? И тд. Все эти вопросы можно рассматривать психотерапии. Также и вопросы терапевтической власти (это, кстати, заслуживает отдельной статьи) нам важно осознавать как дискурс — иначе мы рискуем сузить собственное мировоззрение, стигматизируя и обесценивая опыт и достоинство людей которые к нам обращаются.