Скорее рассуждения, нежели внятный ответ, его однозначно найти, полагаю, будет крайне трудно.
Сталкиваться с выражением «почему не догадалась сама?» как оказалось по мере разговоров на эту тему (как в рамках консультаций, так и бытовых) приходилось не только мне. Естественно, учитывая достаточно большое количество населения в нашей необъятной, но все же оказалось чаще, чем предполагалось. И когда не убралась, а от тебя этого ждали, и когда не сделала какой-то жест в сторону партнера, не будучи поставленной в известность, что от тебя этого ожидали. И, конечно же, общепринятые ожидания от гендерных ролей, а точнее построение поведения в соответствии с ними: «ты же должна была быть аккуратнее, ведь ты женщина». Если с последними понятнее, берутся они из социального обучения, уже сформированных гендерных рамок, о них говорят начиная с детского сада, то как понимать и выявлять ожидания, о которых не говорят напрямую?
Почему возникает ожидание, что человек позвонит, хотя вы не условились? Откуда жажда получить неоговоренное внимание?
Возможная причина: детско-родительские отношения. И тут у читателя закатываются глаза, вырывается усталый вздох — опять? Все из детства? Банально или нет, но от кого мы изначально ожидаем удовлетворения потребностей без слов? Маленький человек, еще неспособный к речи, кричит когда ему чего-то не хватает, но прямо сказать еще не может. Родительский долг таков: догадываться о том, что нужно ребенку для его выживаемости, в идеале – комфортного проживания и развития. Формируются ли ожидания аналогичного от посторонних при неудовлетворении оного с родительской стороны? Или это привычное состояние, перерастающее с возрастом в хроническое?
Как правило, вырастая, ребёнок способен объявить о своих потребностях вслух/показать жестом и это должно вести к их удовлетворению (протянуть руки, чтобы получить объятия – потребность в любви и эмоциональном отклике), но если этого не происходит, вполне закономерно чувство долгого ожидания, разочаровывающего неудовлетворения, на фоне которого развитие, зачастую не полностью осознаваемой, потребности в этой игнорируемой сфере, которую желается закрыть. А привыкнув к отчуждению при просьбе – будет ли смысл произносить ожидания вслух?
Быть может, социум сам подталкивает к подобному поведению запретами и принятием недомолвок как должных: девушка не должна писать первой, парень не должен просить утешения и т.д. – оба случая про демонстрацию ожиданий без прямых оговоренностей на исполнение, своего рода социальная игра, где один должен угадать, чего желает второй, ведь признать – унизительно, неправильно. Общество создаёт тем самым базис для молчания, где оное – верное, функциональное и, главное, работающее: побеждает тот, чья потребность была удовлетворена без лишних слов.
Последствия предсказуемые.