Как солнце не переставляй – всегда что-то остается в тени. Юрий Тубольцев
Думаю, нет человека, который бы не слышал слово “тень” в психологии К. Юнга.
“тень”- это то, чего мы о себе не знаем, или не понимаем: собственные реакции и действия.
Воспитание призвано сделать из индивида социальную единицу. Следовательно, всё, что не встраивается в эту модель, подвергается репрессии, т.е.- “загоняется в угол”. Мы начинаем притворяться, пока сами не поверим в собственный образ. Сначала, мы скрываем свои социально-неодобряемые качества от других, потом они начинают скрываться от нас самих.
Кому из нас, не приходилось восклицать: “как я мог такое сказать”, “что меня толкнуло на такой поступок!”.
А, действительно, что? Или, кто?
Вы удивлены, что в ответ на какое-то высказывание, или действие другого, у Вас появляется, не свойственная Вам злость, зависть, жадность!
Вот так, мы встречаемся с тёмными сторонами своей души!
Кто-то скажет: “это- не я!”- а, кто?
Пока это непроявлено, мы можем не знать о существовании в нас тёмных сторон, но, если оно вылезло!…
Увидеть свою тёмную сторону можно через проекцию- то, что мы осуждаем в других свойственно и тому, кто осуждает. Однако, мы не просто осуждаем- мы наслаждаемся этим- бессознательно наслаждаемся своими пороками. Но, осуждая, мы пытаемся внушить себе, что так жить нельзя! Через осуждение другого, мы сталкиваемся со своим и девиантными качествами.
Что же, делать с этой злой, или жадной частью?- принимать, или избавляться?
Сначала, необходимо принять это, как факт, а затем, как от любой страсти нужно освобождаться!
Но, как?- это часть, практически, неуправляема! Почему? Потому, что за проявленным скрывается неосознанные: страх, ревность, тревога, ужас, запретные желания. Аффект- способ оградить себя от погружения в это. Пока мы не сделаем неосознанное осознанным, оно будет управлять нами- так говорил Юнг. Опыт моей работы показывает, что этого не достаточно: освободиться от своих тёмных сторон не возможно без духовного усилия, без упования на помощь Бога, духовных практик.
Столкнувшись, несколько раз, лицом к лицу, с одной и той же тёмной стороной своей души, отвергать её уже не получится!- “линия, разделяющая добро и зло, пересекает сердце каждого человека” (Солженицын). Или: “здесь Бог с дьяволом борется, а поле битвы- сердце человека” (Достоевский).
Важно, как мы к этому качеству отнесёмся: злость, это- нормально, или плохо?
Возможно ли, не злиться? Думаю, если ты не святой то- нет!
А, вот, сдерживать проявления злости- сложно, но возможно! Владеть собой- высший пилотаж, для современного человека, но к этому необходимо стремиться! Особенно сложно, когда некоторые направления современной психологии призывают: “позволь себе быть таким, какой ты есть!”. Очень странная, на мой взгляд, интервенция- не нужно становится лучше- и так хорошо!
В аналитической работе мы можем познакомиться со своей тенью, найти её исток, а дальше человек должен сам трудиться над своим духовным становлением.
Ниже приведу выдержки из духовной литературы, которые, хочу верить, будут нам в помощь на этом пути:
Следует помнить: “вспыльчивость лишает ума, раздражение делает безумным”!
“Змея жалит, волк кусает, тигр раздирает. А страсть гнева и жалит, и кусает, и раздирает, а еще убивает бессмертную душу – того, кто захвачен страстью.“
“гневайся на свои грехи, на свою порочность и расслабленность. Легче расстается со страстью тот, кто возненавидел страсть, а кому нравится страстное искушение, тот вряд ли расстанется. Гневайся на врага Божия диавола, а людей, подпадающих его искушению, пожалей. Гневайся на зло и всё злое, но сострадай тем, кто оказался падок на зло. “Гнев в чистом проявлении есть сила духа, способствующая мужественному преодолению препятствий в восхождении ко спасению, к Богу. Призвана же эта сила подчиняться разуму”.
Суть гнева- “испепеление любви, уничтожение добра!
Гнев имеет стадии развития:
- Огорчение. Чьи-то слова, или поступки могут нам не понравиться и поселить в нашем сердце огорчение.
- Обида. Обида скребёт на душе и лишает покоя, заставляя нас раз за разом прокручивать в голове детали ситуации, придумывать, как бы можно было побольнее ответить.
- Возмущении: “как он посмел!”. Ты жаждишь восстановить справедливость!
- Раздражение. По-сути, это- жажда возмездия. Это приводит к гневному выплеску мыслей, слов, действий.
Таким образом, простое огорчение может привести к гневному срыву.
Гневное поведение становится привычкой, превращаясь в агрессию, разрушающую, как самого гневающегося, так и всё на его пути; в первую очередь- отношения.
От гневного поведения страдает не только душа, но и тело.
«Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью – это происходит от гордости» (Преподобный Амвросий).
Старец писал о раздражительности:
«Исцеляется она не уединением, а сообращением с ближними и претерпеванием от них досад, а в случае побеждений ими – познанием своих немощей и смирением».
Из-за каких же, немощей случается раздражение и гнев?- себялюбие и гордыня! Следовательно, освобождаться, в первую очередь, нужно от них. Наверно, смиренный человек не раздражается и не гневается.
При каждом гневном проявлении, следует порицать себя за то, что не смог сохранить мир в душе.
Пишет преподобный Зосима: когда мы, при оскорблении нас, скорбим не о том, что оскорблены, но о том, что оскорбились, то бесы боятся такового устроения, видят, что начали идти к истреблению страстей».
Когда нас оскорбляют, это- может быть поводом, чтобы задуматься: “может, я и правда, что-то не то делаю?”- «Наши оскорбители – они первые наши душевные благодетели: возбуждают нас от сна духовного» (преподобный Иосиф).
Мы можем разгневаться на какой-то низкий поступок и наш гнев , в этом случае, будет небезоснователен. Есть, даже, такое словосочетание: “праведный гнев”, но исцелить заблуждение можно только любовью, а не злобой.
Критичный читатель может обвинить меня в том, что я подробно застряла лишь на одной тёмной стороне. Ну, вот, так получилось! Наверно, это- результат моей затронутости, именно, страстью гнева!