<<< Все статьи психологов
Мокроусова Татьяна Автор: Мокроусова Татьяна
28 января 2026 г.
80

Меня недооценивают потому что я: женщина, вышел на пенсию, невысокого роста и т.п. (нужное подчеркнуть)

обесценивание
Меня недооценивают потому что я: женщина, вышел на пенсию, невысокого роста и т.п. (нужное подчеркнуть)
Одной из причин является "фантазм кастрации", который как раз несет ответственность за ощущения неполноценности и стремление к идеалу

Я часто такое слышу от разных людей в разных ситуациях. Меня не взяли на работу, потому что я старше … возраста. Меня не взяли в команду, потому что я женщина. Мне не дали должность, потому что у меня не настолько длинные ноги. В качестве причины выбирается некое неотъемлемое  качество, пол, возраст, существенная часть внешности, то, что невозможно или почти невозможно изменить.

Одной из причин является «фантазм кастрации», который как раз несет ответственность за ощущения неполноценности и стремление к идеалу.

Есть такая теория, что рождаемся мы не «чистыми листами», как утверждал Джон Локк, а с уже заложенной в нас информацией, как поведенческого плана, так и психического. Вот эту информацию психического плана можно разделить на то, что передаётся нам от рода (наших личных предков) и то, что передаётся нам от вида (человечества в целом). Именно от вида нам передаётся нечто одинаковое, первофантазмы.

Первофантазм — это то, что нам передается от предков, тот багаж представлений о себе, как о человеке, с которым мы рождаемся.  Мы рождаемся как биологические существа, в нас есть инстинкты, но так же есть то, что находится между биологией с инстинктами, сомой и психической частью человека, которая появляется потом, это наслаждающееся тело.

Например, птица летит к месту гнездования, следуя инстинкту. У неё есть некая потребность, которую она знает, она не думает, что это за потребность. У человека есть инстинкты, но есть и эти непонятные потребности, которые называют влечениями. Инстинкт рождается в биологическом теле — соме, а влечение, в эротическом теле, в теле, которое умеет чувствовать, наслаждаться и страдать. Инстинкт ясен и понятен безусловно, влечение нет. Влечение, это когда возбуждение появляется, а что с этим делать неизвестно, даже на бессознательном уровне.

Именно на этом уровне, в бессознательном, это возбуждение трансформируется в первофантазмы. Можно сказать, что это некое объяснение того, что это за влечение. Оно переходит в предсознательное и в нем преображается в некую ситуацию, картинку, сон которая не доходит до сознания, но в бессознательном и предсознательном объясняет, что это с нами происходит, почему и как с этим жить дальше. Этих картинок у нас много, разных, но есть несколько первофантазмов, которые создают из нас человека, закладывают в нас основные правила, согласно которым мы развивается как люди и живём в обществе среди людей.

Один и таких фантазмов, это фантазм кастрации и никакого отношения к процессу кастрирования он не имеет, только косвенное сравнение. Если принять тот факт, что фаллос в культурах народов мира, это нечто совершенное, законченное и идеальное, то кастрация, это нечто не совершенное, не идеальное, не законченное, в крайнем варианте, кастрация, это смерть.

Фантазм кастрации, как и сама кастрационная тревога, комплекс кастрации, страх кастрации появляются у мальчиков и девочек в тот момент, когда обнаруживается разница полов, в норме, около 3 лет. В этот момент каждый ребёнок сталкивается со своей неполноценностью, не идеальностью, потому что он теперь ИЛИ мальчик, ИЛИ девочка, он должен выбрать свой пол. А чтобы его выбрать, нужно отказаться от другого пола, то есть смириться с тем, что я или мальчик, или девочка.

В бессознательном, фаллическое, это полноценное, оно не подразумевает выбор, оно подразумевает всё и сразу. Поэтому, те, кто не делает выбор, а остаются в бессознательном двуполыми, «полноценными», фаллическими, не развиваются дальше в психическом плане. Они становятся и мужчинами, и женщинами, они не могут принять свои ограничения, им нужно иметь и уметь всё, и зачинать ребёнка, и его родить.

Такие люди страдают от бесконечного стремления к идеалу. Признать свои недостатки, невозможность чего-то в себе или для себя невозможно. Кастрация, это потеря. Только потеряв возможность быть мальчиком-мужчиной можно стать девочкой-женщиной, и наоборот. Но для того, чтобы смириться с потерей, нужно эту потерю оплакать, отогревать, то есть, научиться страдать, найти в себе эти силы, очень желательно для этого получить помощь от своего окружения, своей семьи. Это возможно, если мама и папа признают свою «кастрированность».

Итак, фантазм кастрации предполагает, что сначала нужно признать свою неполноценность, сделать выбор, а потом ещё и смириться с этим. Например, у ребенка есть желание научиться рисовать и плавать, одно у него получается, другое не очень. Если фантазм кастрации интегрирован, то ребенок понимает, что рисует он средне, а плавает хорошо, он выберет плаванье для будущего развития, а в рисовании он смиряется с тем, что не быть ему великим художником и продолжает рисовать в тетрадке во время уроков, для удовольствия.

Эта способность признавать своё несовершенство даёт возможность делать выбор, горевать о своём несовершенстве, принимать потери, как часть жизни, горевать о потерях и жить дальше. Жить достаточно легко и счастливо.

Если же человек фалличен, он не просто стремится к совершенству, он идеальный, у него нет права на ошибку, у него должно быть всё, самое лучшее, он не может ничего потерять, тем более, пережить эти потери. Культивирование своей Идеальность — это защита от ощущения своей ничтожности…

Вспоминается Инстаграм, идеальная жизнь идеальных людей. Кто счастливее, тот, кто смирился со своей неидеальностью, выбрал своей пол, отогревал невозможность быть всемогущим и продолжил развиваться или тот, кто психически застрял в моменте выбора и не научился смиряться с потерями…?

Сохранить в соц. сети

Обсуждение на сайте
   


Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы комментировать статьи
Обсуждение в соц. сетях
Мнение пользователей социальных сетей Телеграм, Вконтакте, Дзен