Ну вот пойду я к психологу — и что я получу?
Самый животрепещущий вопрос, особенно если этот визит к психологу — первый.
Всё дело в том, что психологи гарантий результата не дают.
То есть существуют исследования, которые показывают, что такая-то терапия с таким-то запросом хорошо работает в таком-то проценте случаев.
Но гарантий того, что именно ваш запрос именно в нынешнем вашем эмоциональном состоянии именно с этим психологом и именно в его нынешнем состоянии, успешно разрешится… Таких гарантий нет. Просто потому что слишком много переменных, и все их просчитать невозможно.
А зачем тогда идти? В чём смысл?
Давайте по пунктам. Смысл в:
1.В надежде.
Есть методы психотерапии с доказанной эффективностью. “Доказанная” означает, что они очень часто срабатывают, в большинстве случаев. И вполне вероятно, что ваш случай попадёт в это самое большинство.
Да, даже если вам кажется “со мной точно не сработает, я безнадёжен”.
Как специалист, работающий с тревожностью и депрессией, ответственно заявляю: половина моих клиентов на входе в терапию искренне считает, что у них-то точно не получится. А потом те же самые клиенты выходят с потрясающими результатами.
Главное — ходить на сессии и делать домашние задания даже когда кажется “это бесполезно и не поможет”
2.В навыках.
Психотерапия, особенно её поведенческие направления, даёт множество умений и навыков:
-Навыки самоотслеживания (какие мысли и чувства возникают у меня в проблемной ситуации?)
-Навыки самоинструктирования (как я хочу относиться к ситуации и к мыслям/чувствам по её поводу?)
-Навыки осознанного выбора (как я хочу и буду себя вести?)
-Коммуникативные навыки (умение общаться с окружающими)
-Навыки самостострадания…
И ещё куча других навыков, которые вы развиваете в процессе работы с психологом.
Даже если психотерапия по каким-то причинам прервётся, эти умения и навыки останутся с вами и будут помогать в жизни.
Некоторые клиенты говорят об “отсроченном эффекте” психотерапии. Это когда спустя год-два после её прерывания человек внезапно замечает, что справляется с ситуациями, которые раньше выбили бы его из колеи. Потому что умения и навыки остаются. И работают.
3.В здоровом общении
Для многих клиентов взаимодействие с психологом — первый опыт общения, в котором их принимают, не осуждают и помогают справиться с трудностями. При этом психолог старается соблюдать личные границы — как свои, так и клиента.
Возможность в течение некоторого времени участвовать в нетоксичном, безопасном и поддерживающем общении — первый шаг к тому, чтобы начать искать и выстраивать такое общение и в повседневной жизни.
4.В опыте
Очень важный факт, о котором люди часто забывают:
если на пути к цели человек проделал какие-то шаги, ему проще в следующий раз пройти эти шаги снова. Так работает научение. То, что мы уже делали, нам легче повторить.
Поэтому даже если какое-то усвоенное в терапии умение вы перестали применять и оно “выветрилось”, при необходимости вам будет легче восстановить его.
Например:
Иннокентий пришёл к психологу с запросом “снизить тревожность”.
В процессе работы они выяснили, что тревожность запускалась каждый раз, когда речь заходила о зарплате, ценах или общении. Тогда Иннокентий думал: “мне не хватит денег, я не закрою ипотеку, меня выселят из квартиры, стану бездомным должником, друзья отвернутся от меня, жена уйдёт, умру один в канаве”
Выстроили стратегию терапии, начали применять разные техники. Техник было много — штук 30, а может и больше.
Вроде, стало легче, но всё равно ведь бывает тревожно. Видимо, перехваливают эту психотерапию. Иннокентий ещё пару раз сходил, а потом сказал, что, мол, работы прибавилось, не до терапий сейчас, и перестал посещать психолога.
Прошёл год.
И тут — финансовый кризис. Компания сокращает штат, Иннокентия увольняют. А ипотеку ещё 6 лет платить.
Тогда мозг включает старую схему, и начинается: “Ну всё, теперь денег точно не хватит. Работы-то вообще нет. Ты ничего не найдёшь, из квартиры выселят, друзья разбегутся, жена уйдёт, сдохнешь под забором”.
Иннокентий не просто тревожится — он в панике. А кто бы в таких обстоятельствах не запаниковал?
И если бы кризис грянул ДО психотерапии, во времена, когда у Иннокентия не было никакого представления о том, как справляться с подобными переживаниями, дело могло кончиться печально.
Но кризис застал Иннокентия уже после работы с психологом. Поэтому Иннокентий сначала бросился искать новую работу — не нашёл, тогда запаниковал, затем попробовал пить… И через несколько дней, когда понял, что просто метаться в панике или заливать эмоции водкой — не выход, он вспомнил о тетрадке с записями с психотерапии. Откопал её где-то в пыльном углу, открыл и… Ба! Да он ведь это уже проходил! С такими мыслями и переживаниями он уже сталкивался и успешно справлялся! Как там он это делал? Ну-ка…
Проверить мысли на полезность и достоверность, вот так. Кажется, не всё так ужасно.
Тревога и паника мешают действовать? А чего это они мешают? Эмоции — не препятствие. Делаем упражнения на принятие.
А теперь — продумать стратегию действия.
Теперь Иннокентий знает, как станет искать новую работу и готов взяться за это уже сейчас.
Длиннющий пример получился. И я надеюсь, что он хорошо проиллюстрировал, что полезные умения, навыки и опыт, полученные в терапии, остаются с клиентом в любом случае.
Даже если они “подзабылись”, их проще восстановить, чем впервые усваивать в критической ситуации.
Заключение
Психологи не дают гарантий.
Но не потому что психотерапия неэффективна, а потому что для гарантий нужно учесть все переменные (состояние клиента, его готовность работать, квалификацию психолога, внешние обстоятельства в жизни клиента и психолога, и даже книжку, которую кто-то из них накануне прочитал), а это невозможно.
И даже в таких обстоятельствах психотерапия — одно из самых окупаемых вложений сил, времени и денег. Это моё личное мнение.
А вы как считаете?