Исследуя тему брака как психологического отношения, постараюсь раскрыть смыл статьи Юнга, которая и легла в основу моей квалификационной работы.
Юнг в своей статье «Брак как психологическое отношение» рассуждает о сложности образования отношений, т.к. психологические отношения предполагают осознанность.
Чем больше бессознательности, тем больше ограниченности в психологических отношениях. Я-сознание, прежде всего, помогает осознавать себя и отличать от других. И когда существует данное различие, есть место отношениям. «Чем больше размеры бессознательного, тем меньше при вступлении в брак идет речь о свободном выборе, что субъективно проявляется в ощущении влюбленности как велений судьбы». Неосознанные мотивы имеют как индивидуальную, так и общую природу. К этим мотивам можно отнести влияние родителей. Для молодых людей определяющими являются отношения с матерью, для девушек – с отцом. Данная связь оказывает влияние на выбор партнера. Если любовь к родителям осознанна, тогда и партнер выбирается похожий на мать или отца. Неосознанная связь с родителями затрудняет выбор партнера и приводит к различным модификациям. Подобная неосознанная связь возникает, когда родителям не удалось прожить свою жизнь согласно их желаниям, и они передают ее по наследству своим детям.
Ученый говорит еще об искусственной бессознательности родителей. Например, мать, которая несчастлива в браке, бессознательно привязывает к себе сына, тем самым происходит замена мужа сыном. Имея подобную привязанность, сын совершает неосознанный выбор партнерши. Он может жениться на девушке, которая не способна конкурировать с его матерью или, наоборот, он может выбрать деспотичную женщину, которая «оторвет» его от матери. Еще одним вариантом выбора партнера может стать инстинктивный выбор. Это значит, что отношения таких партнеров будут отдаленными, имеющими безличную природу. Так создаются конвенциональные браки, в которых устоявшиеся представления являются нормой и принимаются как благо. Например, в Индии в настоящее время большинство браков устраиваются родителями. И при этом подобные союзы являются не лучше и не хуже европейских браков, заключенных по любви.
Дружинин считает, что брак – это система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой, связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, и взаимной моральной ответственностью…
А. Гуггенбюль-Крейг определяет брак как «самостоятельный, самобытный и независимый мир, созданный двумя людьми для себя, а не для других».
Но каким бы брак не был, в своем развитии он всегда проходит через кризисы. А сознание проходит через боль. Изменения начинаются с середины жизни, т.к. это время психологической важности. При благополучном исходе, человек ищет свои истинные мотивации и пытается познать собственное многообразие. Но это познание достигается ценой сильных потрясений.
Если происходит фиксация на юношеской установке, то возникает рассогласование воли. Сознание будет стремиться вперед. А бессознательное будет сдерживать, т.к. энергии и внутреннего желания уже нет. Подобный разлад с собой вызывает чувство неудовлетворенности и поскольку внутренний источник не осознан, то причины проецируются на партнера. Юнг считает, что чаще всего один партнер быстрее находит себя в браке, чем второй. Если у одного из партнеров позитивные отношения с родителями, то и приспособление к другому-произойдет быстрее и не вызовет затруднений. Бессознательная связь с родителями будет мешать приспособлению в браке. Многогранные, склонные к диссоциированию личности имеют особую привлекательность. Другой партнер может потеряться в этой личности, он сталкивается с разными переживаниями и становится поглощенным более сложной личностью.
Автор в статье поднимает проблему поглощенного и поглощающего в браке. Сутью данной проблемы является, содержание более сложного партнера в себе более простого. Он окружает его, хотя сам нуждается в этом окружении. И чувствует себя вне брака. Чем больше фиксация поглощенного, тем более вытесненным чувствует себя поглощающий. Поглощающий является в этих отношениях наблюдателем извне на бессознательном уровне. А к середине жизни возникает потребность в цельности. И это приводит к конфликту с сознанием. Для поглощенного — это всегда неопределенность. Для поглощающего важно осознать стремление к единству, признать брак ошибкой и только тогда он сможет справиться с расщеплением. Так как диссоциация исцеляется посредством разрыва. Здоровое желание обрести себя, обрести единство с собой восстают против разрыва и человек осознает возможность внутреннего единения, которое он ранее искал вовне. Он обнаруживает свою цельность, что свойственно для середины жизни. Таким образом, происходит переход из первой половины жизни во вторую. Переход из инстинктивного состояния к самому себе.
Важно понять, что в любом возрасте и на любой ступени психологического развития есть своя истина, что душевная жизнь – это и есть развитие. И оно может прекратиться на низшей ступени развития. Браки с биологическим предопределением могут достигнуть высших психологических границ, оставаясь здоровыми морально и духовно. Лишь немногие партнеры в подобных отношениях имеют разногласия с собой. И пропорционально социальной стабильности возникает психологическая нестабильность. Отсюда на бессознательном уровне возникают неврозы, а на сознательном уровне-конфликты, ссоры и размолвки, разводы. На более высшем уровне познаются новые психологические возможности развития, которые затрагивают религиозную сферу, где критическое суждение заканчивается.
На любой ступени развития может наступить застой. И для перехода на другую ступень развития необходимо преодолевать те предрассудки и страхи, которые возникают у нас на пути. На мой взгляд, развитие каждого отдельного человека зависит прежде всего от него самого. Насколько человек хочет и готов двигаться вперед и развиваться.
В своей небольшой статье «Брак как психологическое отношение» К. Юнг делает акцент на психологическую проблематику брака, а не на юридический и социальный характер, что тоже влияет на отношения в браке. По мнению Юнга, чем больше человек осознает себя, тем больше возможностей для психологического отношения.
Данная статья откликнулась прежде всего тем, как автор постепенно разворачивает аспекты психологического отношения. Начиная свою статью от бессознательности в отношениях, переходя к взаимодействию детей со своими родителями, проходя через поглощение к своей осознанности.
Я считаю, что эта статья, раскрывающая проблематику брачных отношений и сегодня остается актуальной. Т.к. и в наши дни в брачных отношениях существует множество проблем, о которых здесь говорит автор.
И как пишет Е. Андреева в своей статье «О психологии брачных отношений»:
«Сегодня применение психоанализа для помощи супругам, переживающим кризис в отношениях, — обычная практика за рубежом, но достаточно редкая — в России. Пара, чувствуя, что их браку угрожает разрушение, обращается к психологу, понимая, что самостоятельно им уже с проблемой не справиться». Возможно, что и в России со временем, пары буду больше обращаться к специалистам не только, когда их семья находятся в кризисной ситуации, но и будут осознанно поддерживать свои отношения, обращаясь к аналитическим психологам.