отношения с сыном - консультация психолога

Здравствуйте, хочу задать вопрос что мне делать в отношениях с сыном.
После развода с женой 7 лет назад отношения с сыном стали ухудшаться. С детства я заботился о нём, устраивал в садик, в нужную школу, в карате, покупал собаку, решал вопросы в детском саду и в школе, отмазал от армии, устроил в универ на програмёра (оттуда он ушёл), устроил в архитектурную академию, потом перевёл его в универ в Испанию. Проблема всегда была в том, что он не доводил начатое до конца. Собаку бросил т.е. не стал ухаживать за щенком, в школе учился так себе (один экзамен по ЕГЭ завалил), карате бросил, в армию идти не хотел категорически, учёбу в универе завалил пришлось переводить его в архитектурную академию, а из неё в универ в Испанию всё разумеется за счёт моих связей и за мои деньги.
С женой развёлся потому, что через 10 лет брака она мне заявила, что не любит и никогда не любила, а замуж вышла только потому что пора было уже замуж выходить. Секса толком не было, она с самого начала семейной жизни постоянно ссылалась на плохое самочувствие, поэтому семейная жизнь не ладилась, постоянно ругались. Жена вышла за меня замуж, имея хроническую неизлечимую болезнь крови, о которой мне не сказала, так же об этом умолчали её родители и родственники. О болезни узнал случайно, когда нашёл спрятанную карту диагностики. Детей от меня иметь не хотела. Мама выяснила, что она покупала спирали (нашла их), а мне говорила, что не получается забеременеть. Когда я начал настаивать на ребёнке, она родила, но до сих пор сомневаюсь, что ребёнок мой т.к. на меня совершенно не похож ни по внешности, ни по характеру. Когда стал настаивать на втором ребёнке резко ответила, что я плохо обеспечиваю семью и о втором ребёнке не может быть и речи.
Потом у жены диагностировали рак, ей стали делать операцию рак не подтвердился (была киста). По ошибке врачей ей залили кровью все лёгкие и глав.врач думала, что жене пару дней до смерти. Зарабатывал я хорошо т.к. был пилотом Ту 134, много летал и привозил и достаточно денег и продуктов и одновременно с этим начинал заниматься разными бизнесами (это было в 90-х), поэтому были и дополнительные источники заработка. На лечение и восстановление её после операции у меня ушли все сбережения, пришлось ещё влезать в долги, но денег всё равно не хватало на лечение и на то что бы сына растить. Меня поставили на ввод командиром, но положение было безвыходное т.к. занимать деньги уже не у кого было, а зарплату я в бухгалтерии выклянчил на несколько месяцев вперёд. Пришлось срочно оставлять лётное дело и начинать бизнес, что бы вылечить жену и поставить сына на ноги. Свой мебельный бизнес развил довольно быстро и жили хорошо, постоянно ездили за границу, покупали авто, была своя квартира, покупал земельные участки. Жене при этом всё время не хватало денег, она считала, что мы плохо живём. Тогда я завёл базу данных и стал вводить все расходы и доходы. Оказалось, что мы тратим на еду и одежду около 4000 долларов в мес и это соответствует тратам средней семьи из 3 человек на западе. Жена при этом ещё пошла получать высшее образование, т.к. после школы не смогла поступить в вуз и у неё была мечта получить заветные корочки. По-тихоньку подтыривала деньги на поддержку своей семьи, а семья у неё большая т.к. 5 сестёр и родители естественно, я на это закрывал глаза. При этом приходилось ещё организовывать дорогостоящее лечение её отцу, вообщем расходов хватало.
Ушёл от жены не сразу, а через 10 лет, когда сына уже определил в универ в Испанию и он там начал учиться. Я пошёл на сайты знакомств нашёл там хорошую девушку, женился на ней. Бывшей жене и сыну оставил по автомобилю, квартиру и таунхаус в Испании. Себе оставил 3 млн, на покупку дома в пригороде. При этом ей удалось вывести из компании почти все оборотные средства т.к. работали вместе и она сидела на финансах. Себе оставил загибающийся бизнес, т.к. без оборотных средств его было сложно поднимать. При этом и сын и бывшая жена отказались нести за него отвественность, но деньги хотели с него получать исправно. Сыну постоянно отправлял деньги на учёбу и предупреждал, что дела идут очень плохо. Жена осталась работать в моём бизнесе, т.к. типа ей уходить некуда было, но работала очень плохо, саботировала работу. В результате мне надоело везти на себе весь этот ворох проблем и я решил закрыть бизнес, который тянул все соки из меня. Закрывал бизнес очень тяжело, т.к. нужно было расплатиться со всеми арендами и работниками, поэтому денег едва хватило, что бы закрыться без долгов. В итоге после закрытия осталась старенькая Газелька и всё. Сыну честно сказал, что временно возможностей помогать деньгами у меня нет и ему нужно находить подработку или работу. Сын сказал, что нет проблем и он все свои проблемы решит сам, что меня только порадовало. Но после того как я перестал ему отправлять деньги, общение с ним прекратилось. В 2018 году он приехал из Испании обратно в Нижний Новгород, но мне даже не позвонил, не позвонил и моей маме, т.е. своей бабушке. Бабушке сказал, что универ окончил, но диплом не привёз. В итоге я решил позвонить сам, но разговора не получилось т.к. ко мне было много претензий, которые явно не соответствовали действительности.
Я после закрытия мебельного бизнеса, открыл бизнес в сфере красоты т.к. новая жена мастер-стилист и мы стали нормально жить и работать, родилась дочь. Моя мама живёт в своей квартире, и я постоянно привожу продукты, что бы ей было по-легче, предлагаю деньги каждый раз, но она говорит, что ей всего хватает. Так же ей помогает соседка и поэтому мама не хотела переезжать ко мне, хотя у меня для неё есть отдельная комната и туалет напротив комнаты, условия оч. Хорошие. Несколько месяцев назад мама упала и ушибла ногу, но поправилась и всё норм. А 2 дня назад она упала дома так, что сломала бедро и стала заговариваться (что то с головой). Мне позвонила соседка и я маму в тяжёлом состоянии доставил в больницу. Позвонил сыну и сказал, что нам с ним придётся часто приезжать в больницу и ухаживать за мамой, он согласился. Сказал, что у него была депрессия связанная с тем, что занимался не тем чем хотел, ходил к психотерапевту и что теперь всё более менее и он работает в мебельной фирме, но работа ему тоже не нравится и он будет искать что то другое. Вечером позвонил соседке со словами благодарности, на что она мне сказала, что во всём случившемся виноват мой сын т.к. он постоянно приезжал к ней и мама даёт ему деньги от 3000 до 200000. Деньги мама брала со своей пенсии и ела только то, что я ей привозил, но говорила, что ей ещё соседка много чего покупает. Соседка сказала, что мама запретила ей говорить, что она даёт деньги внуку т.к. я буду недоволен.
Вообщем я вижу, что ситуация совсем плохая, т.е мой сын едва не угробил своим отношением мою маму, ко мне относится без должного уважения и при этом никак не может самостоятельно устроить свою жизнь, а ему скоро 29 лет.
Думаю, что это та черта за которую переходить уже не стоит и нужно прекращать отношения с сыном т.к. до добра эти отношения не доведут. Что вы посоветуете делать в этой ситуации?
Карпова Татьяна

Психолог
г. Санкт-Петербург
Гештальт-терапия
Ответ для: Александр
Здравствуйте, Александр! Что можно Вам сказать в такой ситуации? Эгоиста Вы вырастили и посадили себе на шею. Простите, может это прозвучит жёстко, но, это так.. Ваш сын уже взрослый мужчина, в его годы люди уже семью свою обеспечивают, живут самостоятельно. Так получается у Вас почему то, что Вы все с детства за него решали, таким образом, он и не понимает до сих пор чего хочет, и как нужно жить... Потому, что знает, что есть отец,который все решит. Что Вам посоветовать? С одной стороны, конечно, перестать все решать за великовозрастного сына. С другой стороны, Вам самому подумать над вопросом, зачем и почему Вы до сих пор продолжаете в общем-то, не своей жизнью жить, а решать постоянно буквально все проблемы близких людей? Конечно, надо помогать, но... Все имеет свои пределы.. Вот как-то так, примерно...
Александр
Пользователь
Ответ для: Карпова Татьяна
Спасибо Таня, да вы правы. Буду менять отношения.
Пустовойтова Елена
Психолог
г. Санкт-Петербург
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: Александр
Здравствуйте, Александр! А что можно сделать в этой ситуации? Какие сейчас задачи? Какие отношения Вы хотите получить с сыном? Над этими отношениями можно долго работать, ведь и воспитание было не за один год, верно? Потому и менять придется не сразу.
Однако, я бы на первое место сейчас ставила не отношения с сыном, ведь он взрослый, здоровье мамы, взаимоотношения с дочерью, нужно проанализировать ошибки и не повторить их, верно?
Похоже, что у Вас есть стратегия поведения: всех материально обеспечить, однако не видеть эмоционального состояния. Так было с женой первой, с сыном, теперь с мамой. Ведь с мамой получилось не было той близости в отношениях, которая помогла бы ей сказать Вам, что у нее с внуком проблемы, верно?
Александр, можете обратиться ко мне на онлайн консультацию, если готовы проанализировать свои слабые стороны в взаимоотношениях с близкими, а также сильные стороны и научиться опираться на них
С уважением, Елена
Александр
Пользователь
Ответ для: Пустовойтова Елена
С мамой отношения норм. Всегда ей помогал и она всегда готова была прийти на помощь. Она понимала, что её внук, мой сын пользуется её добрым отношением к нему. Не могла перебороть свою жалость к нему, хотя понимала, что это неправильно. Что касается отношений с сыном, то я решил прекратить с ним отношения в свете последних событий, что бы не дошло до того что было например с семьёй Симакиных в Магнитогорске.
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Александр, здравствуйте. Все человеческие отношения берут начало с детства, с взаимоотношений матери с ребенком. Дело в том, что с рождения ребенок воспринимает мать через чувства так как слов он не понимает. Для ребенка становится важным то, как мать откликается на его потребности, как берет его на руки, что и как говорит ему. Ребенок не зная слов, запечетляет отношения матери. Новорожденный не способен к выживанию без матери, он зависим от матери и будет соответствовать матери, будет делать то, что мать (скорее бессознательно) ожидает от жизни, будет соответствовать матери как рука руке. Ребенок интуитивно подстраивается под мать так как она единственная от которой зависит его жизнь. Мать и ребенок как слиты во едино. Отношения матери могут быть удовлетворяющие ребенка, могут быть иные. Причина не в том, что мать умеет заботиться о ребенке, а в том, что она не знает как утешать ребенка, не понимает, что происходит с ребенком, чем она обеспокоила его, как она возбудила его, мать не рассказывает о чувствах, об эмоциях ребенка о том, что ее поведение вызвало неадекватную реакцию у ребенка.
Позже в жизни ребенка появляется отец. Какую он играет роль еще преждевременно говорить об этом, хотя вы с этого и начали свое обращение.
Можно отметить, что ваши отношения с вашей мамой не являются доверительными и это подтверждено вашими отношениями с вашей первой женой. Ваш сын родился в той семье где не было надежности, доверительности, он остался травмированным психологически, не зрелым и зависимым.
Ваш вопрос «вопрос что мне делать в отношениях с сыном» не однозначен, он касается вас. Готовы ли вы быть пациентом, обратиться за помощью к психотерапевту, чтобы понять свои чувства, принять своих родителей, сына? В настоящее время есть хорошая возможность работать через онлайн-терапию. Решитесь, буду рада с вами сотрудничать.
Пустовойтова Елена
Психолог
г. Санкт-Петербург
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: Александр
Александр, мам скрывала то, что отдает пенсию взрослому мужчине и считала что не надо говорить Вам, потому что вы будете не довольны. Я бы не назвала это близкими и доверительными отношениями, потому что мама боялась вызвать ваше недовольство.
Александр
Пользователь
Ответ для: Зубкова Галина
Галя, начнём с того, что в пациенты записываться не готов. Когда учился в истребительном училище, на очень сильной кафедре психологии получил исчерпывающие характеристики своей личности. Психологи определили мне самую высшую: 1 группу профотбора с характеристиками очень высокой стрессоустойчивости, способности адекватно реагировать на любые усложняющиеся процессы и явления, развитый интеллект. На кафедре психологии у нас работали кандидаты и доктора наук, к которым я частенько обращался за советом. В дальнейшей лётной работе мне не раз приходилось выводить ЛА из критических ситуаций, когда сидящие рядом члены экипажа впадали в панику. Ежегодные лётные медкомиссии всегда проходил без проблем. В моей семье не было доверительности со стороны жены, которая обладая IQ около 50. Жена врала даже самой себе и это я проверял на тестах по отбору персонала, которые мне любезно предоставила Светлана Иванова, когда я обучался у неё отбору, оценке и мотивации персонала. Но надёжность я обеспечивал и обеспечиваю сейчас на 100%, поэтому моя семья ни в чём не нуждалась несмотря на кризисы происходившие в нашей стране. С мамой у меня всегда были тёплые и доверительные отношения, учитывая, что мой отец погиб довольно рано и мне её приходилось поддерживать при любом раскладе. Ну и в дополнение сейчас моя бывшая жена спокойно улетела в Калифорнию успешно оставив сына в Нижнем.
Александр
Пользователь
Ответ для: Пустовойтова Елена
Да это норм, т.к. при неправильных действиях родственников, групп людей, членов экипажа всегда должны быть действия по принципу положительной или отрицательной обратной связи, это законы жизни преломленные и в психологии, и в действии сложных социальных и апаартатных комплексов. По психологиии у меня в дипломе 5.
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Александр, очень понимаю ваш гнев. Ваши отличные данные подходят для той профессии которой вы очень дорожили и продолжаете дорожить. Также понимаю, что вы мое очень небольшое объяснение приняли как критику. Жаль. Как будто это не про вас, как будто вы не замечаете, что маму "учитывая, что мой отец погиб довольно рано и мне её приходилось поддерживать при любом раскладе". Какую же вы тогда выполняли роль по отношению к матери? А в дальнейшем "В дальнейшей лётной работе мне не раз приходилось выводить ЛА из критических ситуаций, когда сидящие рядом члены экипажа впадали в панику"? А по отношению к первой жене? Или полагаете, что вы изменились? Психологи, которые могут давть совет... Вряд ли. Что то тут не так. Чего то вы, Александр, не замечаете.
Пустовойтова Елена
Психолог
г. Санкт-Петербург
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: Александр
Александр, теория и практика, как показала жизнь, это совершенно разные вещи, как и тесты по интеллекту, можно иметь высокий балл, но эмоциональный интеллект при этом не развивать и от этого делать ошибки в взаимоотношениях. Конечно, я не хочу умолять Ваши заслуги, уверена, если Вы могли содержать свою семью на высшем уровне, оплачивать учебу, больници и жизнь и содержать параллельно родственников жены, и в последствии с нуля смогли создать все условия для новой семьи, то у Вас незаурядные способности.
В чем-то Вы очень преуспели и это Ваша заслуга и Ваших способностей, но и признайте, что есть и трудности, не замечали, что идет игра в одни ворота , с первой семьей, материальными благами хотели перекрыть все остальные дыры, боялись расстаться с не любящей женщиной, в гонке за удовлетворением ее материальных потребностей, не готовы были остановиться и прислушаться к тому, что хочу я сам?
В этой гонке не замечали, что не даете самостоятельности сына проявиться, решая материальные вопросы и вопросы учебы за взрослого юношу, тем самым воспитывая в нем паразитические качества.
Александр, Вы подробно написали о том, как по тестам Вы получали высшие баллы, а также , когда описывали свою жизнь, у меня возникло ощущение, что и в жизни, Вы стремились получать "пятерки" достижения ради достижений, Но это оказалось не принесло счастье, как и пятерка по психологии и высшие баллы не дали возможности наладить воспитание сына. А для кого пятерки зарабатывали? Для кого так важно было быть отличником, даже в ущерб своих желаний и потребностей?
Карпова Татьяна
Психолог
г. Санкт-Петербург
Гештальт-терапия
Ответ для: Пустовойтова Елена
Александр, пожалуйста! Удачи Вам, и всего хорошего!
Лазарев Валентин
Психолог
г. Москва
Рационально-эмотивная терапия
Александр, на самом ли деле не знаете что делать с сыном? Он в таком возрасте когда сам может давать советы кому что и как делать. И все же, судя по тексту вашего обращения можно заключить - сын привык быть потребителем, это стало стилем и условием его жизни. У него выработался характер инфантильной личности и это случилось потому, что по жизни у него не было стимула, а позднее и желания самостоятельно ставить для себя жизненные цели, заниматься саморазвиваться. За него принимались решения, обеспечивалась организационная и материальная поддержка. Так сын не получил опыта личной ответственности. Что делать с сыном? Однозначного ответа на этот вопрос нет, потому что вы или кто то другой воспитать, точнее перевоспитать его не сможет. На самом деле более актуален вопрос для сына: что делать для того чтобы стать взрослым, самостоятельно действующим и отвечающим за свои действия человеком? Вам же, если не хотите иметь пожизненного иждивенца, прекратить его спонсировать.
Валентин
Александр
Пользователь
Ответ для: Зубкова Галина
Галя, спасибо за участие, гневаться вроде не собирался))) По отношению к матери у меня роль сына. По отношению к жене и к первой и ко второй выполняю роль мужа. Вряд ли я существенно меняюсь. В первом браке эта роль была провальной т.к. была фальш в дуэте, во втором браке всё прекрасно потому что есть взаимные чувства.
Александр
Пользователь
Ответ для: Пустовойтова Елена
Спасибо Елена за ответ. Пятёрки я зарабатывал для себя, а ещё для вас и для других людей. Мои пятёрки были и для тех людей, которые вряд ли желали оказаться в объятом пламенем самолёте после козла отмоченного недоученным пилотом SSJ 100 в 2019 году в Шереметьево. Вероятно замечаете какое количество авиакатастроф последнее время, связанных с низким проф. уровнем экипажей? К счастью нас учили так, как сейчас уже не учат. В СССР стояла задача создать лучшее высшее лётное училище в мире. Вся страна напряглась, все республики СССР включились, собрали лучших преподов со всего союза: Рига, Киев, Москва, Ленинград прислали свои лучшие кадры, дали им хорошие зарплаты, квартиры, подготовили шикарную программу обучения в том числе и лётного и стали выпускать действительно классных пилотов. Потом всё развалилось... До сих пор не могут наладить ту систему подготовки лётного состава ГА, которая была создана в те годы.
Пятёрки... Да в моём красном дипломе нет ни одной 4. И да, приходилось наступать на горло своим желаниям и потребностям: сходить лишний раз в рестик или просто так лениво поваляться в кровати. Да, на последней в 2019 г. встрече однокашников посвящённой 35 летию окончания училища, явно прослеживалось, что все отличники с нашего курса летают на лучших должностях и на лучших самолётах.
Мы сдавали не теорию, хотя её тоже сдавали, на Госе по пилотированию, вёл самолёт на посадку в условиях внезапно разразившейся пыльной бури в Ташаузе, а на соседнем кресле сидел командир Ташаузского отряда, который после посадки сказал мне: приходи к нам на работу, быстро сделаю командиром, а ведь он понятия не имел на какие оценки я 5 лет учился. Начальник училища, который стоял за креслами сразу откомментил: на кой ему твой Ташауз!!!))))
Так что да, вы правы, мои достижения были ради достижений, благодаря которым многие пассажиры остались живы. Сейчас мои однокашники летают КВСами в ведущих компаниях и боятся дать управление второму пилоту, потому что тупо недоученные парни садятся в правое кресло, а доученных взять негде.
Потом когда я пошёл в бизнес, мне через пару лет пришлось брать на работу тех ребят с кем я летал, которые в кризис остались без работы, примерно как и сейчас. Командир лётного отряда благодарил меня, что я дал ему возможность кормить семью, когда получил у меня должность экспедитора. При этом он приговаривал: всегда видел что ты летаешь лучше всех, смотрю и с бизнесом управляешься на 5.
Сына с детства приучал к самостоятельности и он рано начал работать лет с 14 и зарабатывать деньги в моей компании. Учил управлять людьми и бизнесом как меня учили ведущие спецы топ менеджеры в том числе таких компаний как Дженерал электрик, Дженерал Моторс и др., а ведь далеко не каждый в нашей стране учился у директоров ведущих американских компаний! Да и вообще много учился управлению бизнесом в ведущих консалтинговых компаниях, зарабатывал свои следующие пятёрки)))
Передавал сыну свой собственный практический опыт, который тоже ох как дорого стоит, т.е. просто ходили рядом и посвящал его во все бизнес процессы и что?! Улетел дней на 20 отдохнуть, прокатиться через штаты от NY до LA по 66 руту на авто, расслабиться так сказать, так он умудрился за это время 2 машины разбить, спровоцировать забастовку цеха и всю работу завалить так, что мне потом пришлось полгода коллектив в чувства приводить. В переводе на русский язык: практический экзамен завалил. Такое бывает. Поверьте, отцу очень жаль наблюдать, что сыну нужные гены не передались.
Это знаете, как примерно нас в истребительном учили летать: 12 часов вывозной и лети голубь самостоятельно, не смог: пошёл нафик под списание, значит просто нет способностей. Всё просто и конкретно. Да многих трудностей не замечал и до сих пор не замечаю. Часто мне друзья и знакомые говорили, что идёшь по жизни не перепрыгивая и перелезая через препятствия, а шагаешь так как буду то их нет вовсе. Да, всегда есть свой + и свой -, приходится соблюдать центровку и держать балланс)))