Потеря смысла и душевная пустота после смерти питомца - консультация психолога

9 января 2024 года внезапно умерла на моих руках собака, которую очень сильно люблю. 8 лет прожила с нами. Всей семьей плачем, это была лучшая собака, которая понимала с полу слова.
Нет сил работать, заниматься по дому. Лежу, реву. Как себе помочь вернуться к жизни.
Кулаков Игорь
Студент-психолог
г. Симферополь
Психоаналитическая терапия
Светлана, здравствуйте.
При проживании потери главная задача - осознать потерю и отгоревать ее. Ваш мир изменился и Вам нужно изменить свое восприятие мира, сделать так чтобы Ваше мироощущение соответствовало реальности. Позже это позволит адаптировать свою жизнь и себя под новую реальность. Именно для этого люди и горюют, и именно этим, Вы занимаетесь, позволяя себе реветь - возвращаете себя к жизни. Печаль занимает какое-то время, но она не вечна и чем полноценнее Вы позволяете себе сейчас чувствовать печаль, тем быстрее Вы сможете двигаться дальше.
Конечно при этом Важно не забывать о реальности и о тех делах, которые действительно невозможно отложить на потом, их можно делать параллельно с проживанием потери, чувствуя грусть. Но большинство дел, вроде уборки по дому, могут подождать день, а то и месяц, и любое дело, не связанное с ЧП, может подождать час.
Не всем это оказывается нужным, но справиться с потерей еще помогают ритуалы: похороны, сожжение вещей, поминки; и, так называемые, "переходные объекты" - вещи которые ассоциируется с потерянным животным и которые Вы можете хранить при себе.
Успехов в понимании себя и работе над своей жизнью. Буду благодарен за отзывы на странице моего профиля
Елена Ляус

Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Здравствуйте, Светлана. Потерю нужно оплакать и отгоревать. Если есть возможность, посвятите этому несколько дней плотно.Смотрите фотографии, вспоминайте совместные события, можно рисовать, или лепить всё, что связано с собакой, затем, можно написать е благодарственный никролог, где Вы благодарите собаку за годы, которые Вам посчастливилось быть с ней, затем- попрощаться с ней то же письменно. Мудрости, Вам.
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93
Савина Анна Михайловна
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Светлана
Здравствуйте! Соболезную Вам. Потеря питомца - это часто потеря члена семьи. Поэтому, Вы будете проходить через все стадии утраты . Сейчас вы находитесь в фазе острого горя. Подробнее почитайте об этом еще. Я пока поясню немного.
С уважением, Анна Михайловна Савина E-mail: savina.moscow@gmail.com Можете написать мне на почту все свои вопросы.
Савина Анна Михайловна
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Светлана
Всего два дня прошло. Значит, вы на самом пике эмоциональных переживаний. Итак, про горе. Очень хорошо описано на сайте БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ Острая реакция горя является нормальной и понятной реакцией на потерю близкого человека.
· Пациент при этом:
- угнетен из-за перенесенной утраты;
- фиксирован на потере близкого человека;
- выражены приступы слезливости;
- могут доминировать неприятные жалобы на физическое состояние. · Реакция горя может быть нормальной (естественной) или патологической (болезненной). Иногда нормальная реакция переходит в патологическую.
· Нормальное горе включает переживания, связанные с потерей, однако сопровождается симптомами, напоминающими депрессию, включая:
- угнетенное настроение;
- потеря прежних интересов;
- чувство вины по отношению к умершему;
- периоды беспокойства;
- слезливость;
- желание присоединиться к умершему;
- ограничение контактов и социальной активности;
- трудности планирования будущего;
- нарушения сна (чаще в виде нарушения засыпания и ночные пробуждения);
- возможны обманы восприятия, чаще в просоночном состоянии, (напр. голос умершего).
Здесь все описывается для ситуации утраты близкого человека, но при утрате животного происходит все тоже самое. Итак, ваши переживания, указанные в первом посте, вписываются в нормальную реакцию острого горя. То есть- если вы были привязаны и любили - иначе и быть не может.
Савина Анна Михайловна
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Светлана
Теперь о различиях. Во-первых, это время на восстановление. Вам будет его нужно меньше. Это хорошо. А во-вторых, наверняка Вы слышали, что основная рекомендация- это поскорее завести нового щенка, желательно из приюта/ фондов помощи животным, Сейчас много щенков и котят погибают на холоде, взяв кого-то себе вы поможете и себе, и им. Это не будет предательством. Сравнивать будете, но только сначала. Если не увлечься этим, то норма это. Животные- наши лекари, друзья и помощники. Поэтому новый лохматый друг найдет лекарство для вашего сердца. Что еще могу как психолог предложить? Прийти на консультацию ко мне и вместе отгоревать. Это хорошая практика. Это не отвлечься/ не зарыть эмоции вглубь, а через выражение своего горя и боли отдать уважение и благодарность покинувшему, неважно, человеку или домашнему любимцу. Это важная практика. Еще хорошо найти того, кто готов выслушать ваши воспоминания и т.д. Если нет никого, то, опять же -психолог. И еще важно не зацикливаться на чувстве вины. Оно ложное. И на чувстве, что нет такой другой, а значит, нечего и брать другого. Да, другой такой нет и быть не может. И это прекрасно на самом деле. Ее место в сердце вашем- это ее место. Новая собака придет на новое место. Сердце большое. Собаки уходят, кошки уходят. Мы их берем малышами, а потом они уходят. И так много раз за человеческую жизнь. Это грустно, но это норма этой жизни. Собака ваша была с вами счастлива, была в любви и заботе. Дайте себе время отгоревать и начинайте дарить любовь новому другу. Любовь нельзя жалеть, нужно отдавать. Пишите, если захотите прийти на онлайн консультацию или просто еще чем-то поделиться savina.moscow@gmail.com
Жук Алина
Психолог
г. Санкт-Петербург
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Светлана
Светлана добрый день, утрата питомца проживается на ровне с утратой человека. Дело в том, что после утраты у вас меняется не только то, что питомец отсутствует, но и ваш статус и образ жизни. То есть для психики происходит значимая потеря и внезапно вы вынуждены перестроить свой образ жизни, в связи с чем помочь вы себе можете не требуя тут же восстановиться и жить так, словно ничего не произошло. Произошло и вас ждет процесс горевания от 6 месяцев и больше.
Помочь вы себе можете разрешив себе горевать, говорить с близкими об утрате и о своих чувствах в связи с утратой. Вас ждёт 5 стадий горевания. 5 стадий принятия горя:
Отрицание. В самом начале случившейся ситуации или когда человек только получил страшные новости, он испытывает шок, может не принимать то, что произошло, и искать опровергающие факты. В ход идут аргументы, не позволяющие реальной ситуации существовать, либо сама ситуация может выворачиваться нереалистичным образом. Например, при обнаружении рака человек может пытаться найти другие объяснения его самочувствия, сомневаться в компетентности врачей и т.д. Психика просто отказывается принимать реальность такой, какая она есть. И это довольно логичный защитный механизм, который не дает сломаться под огромным грузом страшной информации, а на время сдерживает и ограничивает ее поток, наподобие дамбы.
Гнев. Затем, когда дамба трескается, а информационный поток все-таки прорывается, приходят злость и гнев. На данной стадии человек проявляет сильную эмоциональную реакцию к случившемуся. Он часто апеллирует к справедливости, которую не может найти, задается вопросом, почему именно с ним или его близким это происходит, а также пытается найти виноватого в случившемся. Поиск виноватого - это возможность направить свой гнев адресно и быть услышанным. Несмотря на то, что событие в любом случае ужасно, принять идею, что что-то может произойти без причины, и ты никак не можешь это проконтролировать и повлиять на это, еще тяжелее. И потому поиск виноватого может на время создать иллюзию облегчения переживаний. Вообще гнев - довольно важная стадия, которая позволяет отреагировать то, что с нами происходит, а потому ею лучше не пренебрегать.
Торги. На этой стадии человек ищет, что он может сделать, чтобы повлиять на происходящие с ним события. Это попытка нащупать контроль и возможность изменить ситуацию: “Я брошу курить, начну бегать и правильно пытаться, только бы анализы стали лучше!”. При этом, торг не обязательно касается будущего, он может обращаться и в прошлое: “Если бы я тогда вел более правильный образ жизни, этого бы не случилось!”. На данном этапе человек пытается прокрутить все возможные варианты развития событий, найти лазейку и что-то изменить, исправить, даже если напрямую это не поможет. Это все еще про поиск надежды.
Депрессия. А это про ее отсутствие. Это отчаяние, пустота, безысходность, вызванные пониманием необратимости данной ситуации и отсутствием путей её разрешения в хорошую сторону. Факты не опроверглись, лазейки не нашлись, а обвинение других не имеет смысла, ведь это все равно ничего не изменит. И человек оказывается в болезненной действительности. Здесь может быть как сильная аффективная реакция (плач, истерика, крики), так и состояние апатии и отрешенности. Действительность может показаться бессмысленной, и человек может стать к ней равнодушен. Может появиться деструктивное (зависимости, опасное поведение) и самоповреждающее поведение. И в данном этапе очень важна поддержка близких.
Принятие. Это признание того, что реальность изменилась. Эмоции начинают стабилизироваться, их выраженность снижается. Это, однако, не означает, что человеку становится хорошо и он теперь с позитивом смотрит на то, что произошло - это по-прежнему может быть дико больно, но теперь для него становится реальным с этим жить, как бы тяжело ни было. Теперь он может двигаться дальше в своей жизни, принимая горестный факт как свершившийся.
Важно сказать, что, хоть данные стадии и пронумерованы, однако они не проходят линейно одна за другой. Некоторые стадии могут пропускаться, а некоторые могут проживаться человеком несколько раз, чередуясь по кругу с другими, поэтому данный список стоит воспринимать не как последовательность, а как набор характеристик, которые могут возникать в разных комбинациях и в разном порядке у каждого отдельного человека.
Ответ на вопрос не является диагнозом или консультацией. Для более детальной обратной связи необходим более подробный анамнез. С уважением к вам Алина Олеговна. Для записи на консультацию доступен телеграмм: https://t.me/+FNBKrPZsrdVlNDBi