Скованность в общении - консультация психолога

Добрый день,  мне страшно общаться с другими людьми. Я боюсь, что если я что-то скажу, услышу в ответ " какую глупость ты сказала". У меня есть очень близкий человек и не всегда я могу отвечать на его вопросы, участвовать с ним в диалоге, я боюсь, что скажу что-то неуместное и покажу себя глупой, поэтому мне легче отмолчаться. Раньше я могла говорить на любые темы с незнакомцами, но в какой-то момент это стало сложнее делать.
Очень хочется преодолеть эту молчаливую стену и обрести уверенность
Прудникова Юлия Викторовна

Психолог
г. Москва
Телесно-ориентированная терапия
Ответ для: Дарья
Дарья, здравствуйте!
Вероятно, у вас есть страх оценки окружающими, страх "что обо мне подумают?". Когда мы этого боимся, действительно становится сложно открыто выражать свое мнение, быть собой рядом с другими людьми. Часто такой страх является одной из причин низкой самооценки. В вашем случае поможет проработать страх "выглядеть глупо". Самостоятельно это можно сделать через проигрывание своей теневой части, выбрать 1 день, и представить, что вы актриса, которая играет "глупую девочку" - и в этот день делать все специально, чтобы "выглядеть глупо". Можете взять с собой подругу, которая поддержит вас в этой авантюре:) Данный способ проработки очень смелый и небережный, но он довольно эффективный.
Если хотите мягко и бережно проработать страх оценки, то лучше всего это сделать с психологом.
Вы говорите, что раньше могли легко общаться с незнакомцами, но сейчас это делать сложнее. Почему? Что произошло такого, что повлияло на ваше самоощущение рядом с незнакомыми людьми?
Юлия Прудникова, телесный терапевт, НЛП-мастер. Помогу прожить сложные чувства, укрепить самооценку, проработать психосоматику. Запись в вотсап по телефону 8 977 834 43 13 или в личные сообщения в телеграм: @ulia_p. Присоединяйтесь в тг канал, чтобы быть в контакте с собой и телом каждый день: https://t.me/+g6Lm6Kgrn5FhNjli
Клишкова Любовь
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Дарья
Здравствуйте, Дарья То, что вы описываете, правда непросто — и при этом очень понятно. Особенно если в прошлом были ситуации, где ваши слова обесценивали или критиковали. Мозг запоминает: «говорить — небезопасно», и запускает молчание как защиту. Вы пишете, что раньше легко общались даже с незнакомыми людьми. Это говорит о том, что способность к открытому диалогу у вас есть — просто она как будто «зажата» тревогой и самокритикой. И страх услышать «глупость сказала» — чаще не про реальность, а про внутреннего критика, который не даёт спокойно быть собой. В таких ситуациях мы с моими клиентами начинаем с маленьких шагов: короткие фразы, поддержка себя, наблюдение за моментами, когда включается критика. И постепенно становится легче говорить — без страха ошибиться.
Что может помочь: начинать с малого: отвечать не на всё, но на что-то одно, не всем, но тем, с кем безопасно; замечать, когда включается критик, а мягко возвращать себе право говорить; развивать терпимость к своим «неидеальным» словам — ведь так общаются все живые люди; и, если будет отклик, поработать с этим в терапии — бережно, в вашем темпе, с опорой. А вы замечали, когда именно стало труднее говорить? Был ли какой-то конкретный момент или ситуация, после которой стало иначе? Если будет желание — с радостью продолжу разговор. То, что вы уже написали сюда — важный шаг.
Психолог онлайн. Для комфортного начала работы приглашаю на бесплатную сессию-знакомство. Запись в Telegram @lubandel
Шторм Жанна
Психолог
г. Санкт-Петербург
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Дарья. Ваше новое состояние скованности вызвано какими-то причинами. Возможно, именно ценность и значимость вашего близкого человека дала начало сомнениям в своих словах. Вероятно, осторожную манеру общения вы перенесли и на других людей. Коллеги уже порекомендовали неплохие техники, как попытаться исправить ситуацию. Подчеркну, что над этим конечно стоит поработать, не опускайте руки. Сам факт, что вы заметили и это не нравится - хороший знак. Добавлю от себя и такую рекомендацию: постепенно в диалогах с близкими и другими людьми старайтесь сами задавать вопросы. Проявляйте инициативу. Можно подготовить шпаргалки с уместными общими вопросами, чтобы всегда быть во всеоружии. Так вы обретете уверенность в себе. Слушая ответ ваших собеседников, демонстрируйте приветливость и понимание. Тогда со своей стороны, когда вам будут задавать вопросы, собеседники также будут более дружелюбны и менее требовательны. Тренируйтесь по чуть-чуть, все должно получиться.
ОРКТ-терапевт, кризисный психолог, аддиктолог. Работаю с самооценкой, РПП, ПТСР и прокрастинацией. Связаться со мной в Телеграм @zhanna_storm и ВК https://vk.ru/zhannastorm
Богатырев Роман
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Дарья, здравствуйте. Почти год назад вы писали про страх сказать что то глупое и про то, что легче отмолчаться. Вы вспоминали, что раньше могли говорить свободно, а потом что то сломалось. Я не знаю, что произошло в тот переломный момент, но мне кажется, вы очень строги к себе. Вы боитесь не просто ошибиться, а показаться глупой. Но ведь тишина не спасает от этого страха, правда? Вы всё равно чувствуете себя скованной. Сейчас, спустя десять месяцев, вам стало хоть немного легче выпускать слова наружу? Или страх остался таким же сильным?
Нужна помощь? Консультирую Онлайн, Telegram, MAX +79855887899, обращайтесь, буду рад помочь! Просто напишите, и мы назначим удобное время для консультации! С уважением, психолог Богатырев Роман Сергеевич.
Остап Мариана
Студент-психолог
г. Зеленоград
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: Дарья
Ваши переживания абсолютно понятны, и мне очень жаль, что страх быть непонятой или осмеянной стал для вас такой трудной преградой. То, что вы описываете, — это очень распространённая и болезненная форма социальной тревоги, которая заставляет человека выбирать молчание вместо диалога, чтобы избежать возможной критики. Важно понимать, что этот страх не является вашей виной; это защитная реакция психики, которая со временем стала слишком сильной. Молчание, которое кажется самым безопасным выходом, на самом деле лишь укрепляет эту стену, лишая вас возможности получить новый, позитивный опыт общения. Особенно грустно, что это происходит в диалоге с близким человеком, ведь именно в этих отношениях хочется быть максимально открытой и искренней. Вы боитесь показаться глупой, но при этом лишаете себя и его возможности узнать ваши настоящие мысли и чувства. Преодоление этого барьера — это путь, который требует бережного отношения к себе. Начните с малого: позвольте себе быть неидеальной и попробуйте сместить фокус внимания с собственной речи на собеседника и сам процесс общения. Искренний интерес к другому человеку часто снимает напряжение лучше любых техник. И, возможно, самым важным шагом будет доверительный разговор с вашим близким — объясните ему свои чувства. Его понимание и поддержка могут стать той самой опорой, которая поможет вам постепенно обрести уверенность и разрушить эту молчаливую стену.