Чувство безнадежности, тревога, слабость и безразличие. - консультация психолога

Парень, 22 года. Неделю назад вернулся со срочной службы в армии, последние 4 месяца буквально считал каждый день (служил на границе с Украиной), работал буквально каждый день без выходных, ждал увольнения, строил кучу планы, думал о светлом будущем. В итоге уже неделю лежу, будто без сил. Боюсь (вернее сказать, некомфортно) даже выйти из дома, выбросить мусор или сходить в магазин за продуктами (живу один). Никаких происшествий во время службы в армии не произошло.
Просто вся эйфорию как рукой сняло. Я и до армии был особо без инициативным, жил только на накопления, но думал, что служба закалит, но сейчас вернулся и понимаю, что ничего не изменилось, вся уверенность, "сила", дисциплина и хотя бы какое-то трудолюбие, что были на службе, просто улетучилась. Страшно даже пытаться найти работу, будто бы стыдно, что ли.
До армии так же лежал без дела, жил на накопления, честно говоря, было много суицидальных мыслей, с визуализацией, иногда даже во снах. Думал просто отдать концы и разделить деньги. На время армии все эти мысли буквально улетучились, я в миг осознал, каким дураком был, но, кажется, всё начинается снова. Подобных темных мыслей еще не было, но я не буду удивлен, если они вернутся.
Богачева Ольга

Психотерапевт
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Данил
Данил, привет.
Спасибо, что написал. То, как ты описал своё состояние, говорит о глубоком внутреннем напряжении и истощении — не просто физическом, а эмоциональном и психическом. То, что ты сейчас ощущаешь, не говорит о слабости. Это **нормальная реакция психики**, которая слишком долго держалась в режиме «выживания», а теперь просто **не может включиться обратно в нормальную жизнь**.
🔹 Что с тобой происходит?
Ты 12 месяцев был в состоянии, где каждый день был под контролем извне: распорядок, цели, дисциплина. Даже если не было острых событий, **пограничная служба — это постоянная мобилизация ресурсов**. Усталость копилась, но ты держался — и скорее всего, на *автомате*.
Теперь ты оказался на свободе — но мозг, привыкший к напряжению, не может мгновенно перестроиться. Это похоже на то, как человек, вернувшийся с фронта, **не может просто "встать и жить"**, даже если вокруг всё спокойно.
🔹 Почему так страшно выйти из дома?
Потому что сейчас ты не в ресурсе. Это не страх в обычном понимании — это **психическая уязвимость**, тревожность, откат. Ты лишился структуры, которая держала. А новые ориентиры — пока не появились. Это как если бы у тебя отняли костыли, но ноги ещё не окрепли.
🔹 Почему нет мотивации, а было столько планов?
На службе тебя держали внешние рамки. Сейчас ты оказался в ситуации, где **всё зависит только от тебя** — и это пугает. Ты не ленивый и не "пустой", ты просто **выжат**. Когда психика исчерпана, она сначала замирает — это защитный механизм. Сейчас ты в этой точке.
🔹 Что с мыслями о смерти?
Ты говоришь очень важную вещь: до армии — тьма, в армии — просвет, после — снова тянет назад. Это **говорит о цикличной депрессии**. Хорошая новость: ты уже знаешь, что выход возможен (армия это показала). Но тебе нужна помощь, чтобы выбраться. Это не про лень.
🔹 Что делать?
1. Не мучать себя. Сейчас тебе не нужно «вставать и побеждать», тебе нужно **помочь себе вернуться к жизни** шаг за шагом.
2. Минимальные цели. Прямо сейчас твоя задача — не искать работу, не строить карьеру, а:
* выходить в магазин, * открывать окна, * кушать тёплую еду, * писать людям (как ты сделал сейчас — это уже шаг!).
3. Обратиться за помощью. То, что ты описываешь, — **не просто "слегка грустно"**, а возможная депрессия. Это лечится. Подумай о визите к психотерапевту или хотя бы о бесплатных онлайн-консультациях для бывших срочников — такие есть.
4. Возвращение опоры. В армии была система. Сейчас можно создать свою, но мягко:
* завести простой утренний ритуал (чай, душ, прогулка), * вести дневник состояния: что чувствую, что помогает.
🔹 И главное
Данил, то, что ты жив и сейчас пишешь — говорит о том, что **в тебе есть огромное стремление к жизни**. Ты не сломался. Ты устал.
Удачи тебе.
С уважением, Ольга Богачева. Психолог онлайн / офлайн. Сайт https://bogacheva.life/ Телеграмм https://t.me/BogachevaO Телефон +79852119661
Сергеев Роман
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Данил
Добрый день, Данил!
Наличие "темных мыслей" и упадка сил может быть признаком гормонального сбоя, в частности проблем с нейромедиаторами, например, серотонином. Он влияет на настроение и активность. Если сбой серьезный, то для нормализации может понадобится медикаментозная терапия, и тут поможет консультация психиатра или невролога (но он тоже может рекомендовать консультацию психиатра).
Почему в армии мысли ушли - причины могут быть разные. Например, физическая активность способствует повышению серотонина. А может быть, армейская обстановка способствовала мобилизации организма (в том числе и за счет выработки гормонов). Как только вы вернулись в привычную среду - произошел откат. И это еще один повод для консультации с врачом.
Что еще можно делать?
Как уже говорили выше, начинать с малого. Составьте список самых простых дел и задач, которые нужно делать регулярно, но с которыми вы точно справитесь - поход в магазин, вынос мусора и т.п. И делайте их строго по плану, как если бы вы были в армии, можно даже график себе составить. Если вы могли жить по распорядку в армии, то сможете и сейчас. Это позволит вам обрести некую привычную структуру и почувствовать опору.
Дальше попробуйте составить список других приоритетных дел и задач, которые вам надо выполнить. Если задача кажется сложной, разбейте ее на этапы или подзадачи. И начинайте с самых простых. И не ждите сразу каких-то прорывных результатов - даже небольшой шаг в нужную сторону - это уже успех.
Вы говорите:
Цитата: ся уверенность, "сила", дисциплина и хотя бы какое-то трудолюбие, что были на службе, просто улетучилась
на самом деле, это ловушка мышления. вы тот же самый человек, что были в армии. И если справлялись там, то справитесь и сейчас. Ведь по сути, ничего не изменилось. Напоминайте себе об этом.
А что касается:
Цитата: Страшно даже пытаться найти работу, будто бы стыдно, что ли.
А чего именно стыдитесь? и перед кем? И чего именно вы боитесь? Страх - это защитный механизм. От чего он хочет вас защитить? что произойдет, если вы начнете искать работу? какие задачи вам придется решать в процессе поиска? насколько они кажутся вам сложными? кто мог бы вам помочь? Попробуйте разобрать эти вопросы, возможно, они помогут вам лучше понять, что на самом деле вас останавливает.
По вопросам консультации пишите в Telegram: Sergeev_R