не хочется общаться с друзьями, хотя всё хорошо - консультация психолога

здравствуйте! хочу обратиться с проблемой по поводу общения.
у меня есть несколько близких друзей, мы знакомы с ними довольно давно, ещё с самого детства. раньше гуляли часто, могли говорить по телефону нескольку часов подряд. с ними было хорошо. однако сейчас совершенно лениво и не хочется разговаривать с ними. ничего не произошло, никаких ссор, предательств, интересы общие с ними есть. с одной из них мы даже планируем совместное будущее. но не хочется. когда же мы всё-таки выходим на прогулку всё нормально! выйти гулять я могу предложить как и сама, так и по просьбе друга, но в каждом из случаев я выхожу лишь от ужасного чувства стыда перед ними, но никак не по собственному желанию, но в процессе становится даже хорошо.
я не хочу переставать общаться. я точно уверена, что это никакое не выгорание или усталость (наверное?), ведь это состояние преследует меня уже второй год. к тому же отдых был, когда мы разъезжались летом на несколько недель (но при этом списывались). может этого мало? я не знаю.
я не могу поговорить об этом с ними лично, ведь боюсь обидеть, вдруг подумают что я совсем-совсем не хочу с ними общаться.
я часто вспоминаю о том, как нам было хорошо вместе, я перечитываю старые переписки и никак не могу понять, что случилось со мной. почему раньше было так хорошо, а сейчас уже нет?
Роменская Жанна

Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Ответ для:
Здравствуйте! Человек не робот, он в разных жизненных ситуациях и в разном возрасте переживает разные состояния. Добровольное одиночество - это одно из этих состояний, когда психика требует тишины, без участия в совместных мероприятиях и тесном общении. Похоже, что сейчас именно такой у вас период. Позвольте себе быть собой. В будущем все может измениться и все вернется на круги своя, однако, качественно это может быть совершенно другой уровень привязанности к друзьям. Скажу больше, с каждым разом - это всегда не одно и то же общение. Жизнь не стоит на месте, появляется новый опыт, чувства, выводы и ощущения. А вот ваша фраза
Цитата: ведь боюсь обидеть, вдруг подумают что я совсем-совсем не хочу с ними общаться.
это о том, что вы не уверены в себе и не так много значите для самой себя. Это либо подростковый максимализм (я не знаю, сколько вам лет), либо это реально низкая самооценка и сильная зависимость от чужого мнения (желание быть всегда хорошей для всех). С этим нужно разобраться и вернуть себя себе. Вы имеете право быть такой, какая есть, чувствовать то, что требует ситуация, а не подстраиваться под настроение окружающих. Вы можете вежливо отказать во встрече и объяснить это, допустим, что устали, что есть неотложное дело, или просто сказать, что не настроения... Говорить "нет" - это тоже навык, навык взрослого, но для этого снова нужна смелость и уважение, прежде всего, самой себя.
Если нет никаких других тревожных наблюдений (бессонницы, потере аппетита, расставания с партнером, психологической травмы, ссоры в семье, болезни и прочего), то попробуйте довериться своим ощущениям и прожить добровольное одиночество для восстановления эмоциональных сил. Это нормальное течение жизни.
Берегите себя.
Нужна помощь? КОНТАКТЫ в профиле (WhatsApp), приём онлайн и очно. 💌👉 БЕСПЛАТНО отвечу на один вопрос, жмите ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ на моей странице. С уважением, аналитический психолог Жанна Роменская.
Назарова Ксения
Психолог
г. Санкт-Петербург
Ответ для:
Здравствуйте! Спасибо, что поделились своей ситуацией. Кажется, для вас важно сохранить отношения с друзьями, но текущие чувства вызывают замешательство. Давайте попробуем разобраться вместе.
Вы описываете противоречивые ощущения: с одной стороны, вы вспоминаете, как хорошо вам было с друзьями, перечитываете переписки, а с другой — сейчас не испытываете желания инициировать общение. При этом, когда вы все же встречаетесь, становится комфортно. Как вы думаете, в чем может быть причина такого изменения?
Возможно, здесь есть несколько сторон: - Эмоциональная дистанция. Может быть, вы эмоционально немного отдалились от друзей. Это не обязательно плохо, иногда это происходит естественно, когда люди растут и меняются. Вы замечали, менялось ли ваше восприятие себя или других за последние годы? - Ожидания и стыд. Вы упомянули чувство стыда, которое заставляет вас встречаться с друзьями, даже если желания нет. Как вы думаете, чего именно вы боитесь? Что будет, если вы не ответите на их приглашение? - Ретроспектива. Когда вы перечитываете старые переписки, что вы ощущаете? Может быть, в прошлом были какие-то особенные моменты, которых вам сейчас не хватает? Или воспоминания о прошлом идеализированы, в отличие от текущей реальности?
Какой из этих вопросов кажется вам сейчас наиболее важным для начала обсуждения? Возможно, он поможет нам углубиться и лучше понять, что именно происходит.
Ксения Назарова, психолог консультант По вопросам индивидуальных онлайн консультаций пишите в WhatsApp/Telegram +79681903723
_lsl8l6
Пользователь
Ответ для: Назарова Ксения
здравствуйте! первый вопрос кажется самым важным на данный момент. возможно, я предполагаю причину таких изменений. в последнее время у меня появился страх, что мне не о чем будет поговорить с друзьями. в плане, будто бы все вопросы уже обсуждены, все истории рассказаны. раньше я не сталкивалась с подобным, поэтому страшно. я не выношу тишину, мне постоянно хочется говорить о чём угодно, лишь бы не молчать. когда мы молчим — мне пусто, это неприятно. и кажется, раз не о чем поговорить, значит мы теряем к друг другу интерес и вскоре вообще перестанем общаться.
однако во время встречи мы всё же разговариваем, поэтому становятся комфортно. но всё равно в момент паузы я начинаю перебирать обсолютно все идеи о том, что же я могу сказать.
поэтому вначале совершенно не хочется соглашаться. но будто бы есть что-то ещё, кроме этого страха, а может и нет.
Назарова Ксения
Психолог
г. Санкт-Петербург
Ответ для:
То, что вы смогли сформулировать свои чувства и заметить страх тишины, — уже важный шаг. Кажется, ваше беспокойство связано с тем, что молчание воспринимается вами как сигнал утраты связи, а разговоры как способ ее поддержания. Это вполне естественно, особенно если отношения с друзьями для вас значимы.
Попробуем посмотреть глубже. Вы описываете страх, что все уже сказано, и это может означать потерю интереса друг к другу. Давайте зададим себе вопросы:
- Как вы определяете «глубину» связи с друзьями? Она для вас строится только на разговорах или есть еще что-то, что помогает вам чувствовать близость? Например, совместные действия, эмоции или просто присутствие рядом? - Молчание для вас кажется пустотой. Возможно, оно вызывает чувство одиночества или даже отвержения? Какие чувства возникают в моменте пауз?
Меня также хочется остановиться на вашей фразе, что помимо страха может быть что-то еще. Иногда за поверхностным страхом прячутся более глубокие чувства. Например, потребность в признании или страх изменений. Как думаете, может ли это быть чем-то подобным для вас? Может вы как-то по своему ощущаете и интерпретируете другую причину? Напишите, какие из этих мыслей откликнулись вам сильнее. Это может помочь найти, что именно стоит за вашими переживаниями.
_lsl8l6
Пользователь
Ответ для: Назарова Ксения
не могу точно описать, что именно вызывает у меня молчание. но когда подобное произошло, можно сказать впервые, мне было грустно и тревожно, что мы стали менее близки с моим другом. присутствовало ещё странное чувство, вот как раз что-то вроде опустошения. никогда не сталкивалась с ним.
раньше у нас случалось множество счастливых событий. сами собой происходили разговоры по душам. в те моменты мне было так хорошо, так комфортно с ней, что сейчас я сама пытаюсь "спроецировать" все эти моменты между нами. мне их не хватает.
Назарова Ксения
Психолог
г. Санкт-Петербург
Ответ для:
Спасибо, что поделились этими чувствами.
Опустошение, о котором вы упомянули, может быть связано с ощущением, что связь изменилась или не так легко возобновляется, как раньше. Это непростой опыт, особенно если раньше было чувство полного понимания и легкости.
Хочу предложить вам задуматься: - Когда вы вспоминаете те счастливые моменты, что именно делало их такими значимыми? Это были общие темы, атмосфера, ваша эмоциональная открытость или что-то еще? - Как вы думаете, что мешает этим моментам случаться сейчас? Это что-то во внешних обстоятельствах, вашем внутреннем состоянии, или, может, в том, как сейчас устроена ваша связь? - Если бы вы могли выразить своим друзьям, как вы цените эти прошлые моменты, что бы вы хотели им сказать?
Ваше желание "спроецировать" эти теплые моменты — знак того, что вы хотите восстановить эту близость. Может быть, важно попробовать понять, как ее можно создать уже в текущих условиях, даже если она будет немного другой.
Шапцова Виктория
Психолог
г. Санкт-Петербург
Телесно-ориентированная терапия
Здравствуйте!Действительно в течении жизни , мы растем, развиваемся, и уже вырастаем из тех штанишек, что были прежде. В следствии меняются интересы, окружение, хобби, вкусы, стили и многое другое. Это нормально. Не нужно себя ругать за это точно, нужно , как Вы правильно пишите, разобраться в себе, что с Вами сейчас происходит, чего Вы хотите сейчас. Мы часто зависаем в прошлом и думаем, что такое состояние продлиться комфортное с нами в течении жизни. увы , это не так. Поэтому сейчас главное, понять, ЧЕГО хотите ВЫ? Каких друзей рядом с собой видеть? У вас изменились возможно ценности, может вообще период, когда Вам в одиночестве вполне комфортно. КАким представляете комфортное общение с окружением для себя? Пробежитесь, напишите основные критерии на текущий момент , что в Вашей жизни сейчас Важно. Для кого то раньше встречи по пятницам с друзьями в пивном баре, была норма, когда Вам 20 лет, а когда Вам 30 лет и у вас дети, семья, спорт, правильно питание и из напитков только вода, фреш и травяной чай, тут уже ценности другие и друзья. окружение скорей всего будет другим, тут Вы уже пойдете в гастро-ресторан с здоровым питанием, и будете пить витаминный коктейль по пятницам , это я к примеру. Мы растем, развиваемся, ценности меняются. НУжно разобраться , что важно сейчас для Вас и главное как видите своей общение с друзьями комфортным?