Требуется помощь. - консультация психолога

Добрый день, надеюсь, данный сервис сможет пролить свет на давно мучающий меня вопрос. Но, для начала, краткое введение в ситуацию - я интроверт, меланхолик, иными словами - человек нелюдимый, не склонный к общению, но притом - не страдающий мизантропией или социопатией. Иными словами - люблю людей, но только если они не в радиусе пары метров от меня. Есть склонность принимать все близко к сердцу, высокий уровень эмпатии. Присутствует характерное для подобного склада личности желание отстраняться от людей и уходить в эскапизм - однако, от одиночества не страдаю, ибо есть понимающие друзья. Жизнь, мягко говоря, не без трудностей - постоянный стресс (прямо сейчас - 11-й класс, как следствие - ЕГЭ и сопутствующие ему перегорания на нервной почве), угнетающее в ментальном отношении окружение, множество поводов для бессмысленной траты нервных клеток, первые признаки подступающей депрессии. Однако самый волнующий вопрос заключается в другом. Мне очень тяжело говорить вербально. Думаю, Вам не составит труда заметить, что с формированием мыслей в текстовом формате у меня проблем не возникает, однако с наступлением настоящего разговора все умения улетучиваются вмиг. Внезапно наступает паника, голова отключается (как следствие, мысли ускользают одна за другой - а порой и вовсе не успевают обрести хоть какую-то форму), очень сложно контролировать тон речи (из-за чего говорю слабым голосом, тихо и невнятно) и ее темп (становится излишне быстрым, не удается говорить размеренно), замечаю за собой множество речевых клише - и, как правило, за неимением лучшего, неосознанно применяю их везде - даже в совершенно неподходящих ситуациях. Интересная особенность - мне совершенно нетрудно разговаривать с незнакомцами. Предполагаю, что суть тут в следующем - у меня достаточно быстро формируется определенный паттерн поведения в определенном окружении, через который почти невозможно перешагнуть. Если я начал знакомство неуверенно - эта неуверенность сохранится и впредь, что бы я не делал. А с незнакомыми людьми (или же с теми, с кем я активно общался вплоть до появления первых коммуникативных проблем, начавшихся около года назад и с того момента только прогрессировавших) у меня не успевает возникнуть какой-то определенной манеры поведения, то есть я чувствую себя более раскованно. Моя основная идея - в процессе взросления, ввиду как раз таки превалирования текстового общения над устным (именно из-за вышеизложенных причин - необщительности в "живой" обстановке и т.д.) я просто не успел набраться опыта вербального общения, который присущ окружающим людям, из-за наличия которого те могут говорить на автомате, не прилагая для этого каких-либо усилий.
На этом все. Буду признателен любому отклику, заранее спасибо.
Осколкова Антонина

Психолог
г. Уфа
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте!
То, что вы описываете, похоже на ситуативную (возникающую в определённых ситуациях, а не присутствующую постоянно, при любом социальном контакте) социальную тревожность. Вы очень хорошо расписали возможные причины (превалирование текстового общения над голосовым, быстрое формирование устойчивых поведенческих паттернов), и я думаю, что можно попробовать начать действовать исходя из этих причин - потихоньку, в максимально безопасных ситуациях, формировать навыки вербального общения и маленькими шагами выходить за рамки сформировавшихся моделей поведения. Перед этим желательно представить, какое как вы хотите себя вести, какие качества хотите проявлять в будущем, когда проблема решится. Итак: 1. Представить, каким человеком вы хотите быть. Записать исходя из этого ценности (это качества, которые вы хотите проявлять; например: смелость, дружелюбие, находчивость) и поведенческие цели (например: "во время разговора смотреть в глаза собеседнику", "говорить громко" и т.п.). 2. Ориентируясь на ценности и цели, составить план изменений и двигаться маленькими шагами к его реализации. По крайней мере, это тот приблизительный курс, который я сейчас могу быстренько накидать в рамках одного комментария как поведенческий терапевт, специализирующийся на застенчивости и социальной тревожности.
Я понимаю, что написать это намного проще, чем сделать. И очень надеюсь, что у вас получится - либо самостоятельно, либо с помощью психолога (меня или любого другого, которого вы выберете). В любом случае я желаю вам храбрости и упорства на этом пути.
С уважением, Антонина.
Психолог Антонина Осколкова
Рощина Кира
Психолог
г. Москва
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: ...
Добрый день! Прочла Вашу историю. Замечаю, что для выражения мысли Вы используете достаточно сложные предложения и много специальных терминов, которые могли бы быть свойственны,скорее, человеку науки, например. А Вы сейчас весьма юный человек, если Вы в 11м классе. Я могу предположить, что за таким способом выражения своих мыслей и чувств спряталась значительная степень неуверенности. Слова,текст - становятся как щит, оградительная конструкция. За ней можно спрятать себя настоящего и обеспечить безопасность. В этом случае написать становится легче,так как есть время на сооружение конструкции. При устном разговоре скорость "строительства" ее требуется гораздо бОльшая. Возможно, меньшая или бОльшая легкость с теми или иными людьми зависит от того, насколько "опасными" их воспринимает Ваше подсознание. Вы можете поразмышлять на эту тему и понаблюдать за своими чувствами - когда нужно поговорить с кем-то, когда пишете, обращаетесь тем или иным способом к людям.И вообще за способами своего взаимодействия с другими людьми.
Кузубова Вероника
Психолог
г. Уфа
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: ...
Здравствуйте. Какую помощь вы хотите? К какому результату хотите прийти? Почитайте книгу "Свобода от тревоги" Лихи. Поможет понять многое. А также изучите тему социофобии. Все что вы писали - меняется. Обращайтесь к психологу за помощью. Психолог создаст безопасное пространство, где вы сможете проработать свои травмы, которые и сформировали данное поведение. Но можете начать и с книги. Обращайтесь. 8 962 532-45-84.