Кричу и оскорбляю ребёнка. Помогите перестать. - консультация психолога

Здравствуйте. У меня проблема с сыном 7,5 лет. Наши отношения рушатся с каждый днём. О себе: я перфекционист, холерик, от учёбы медали и красные дипломы, отличная карьера. О сыне: 7,5 лет, упрямец, системный и конструктивный, но любит и полениться.
Проблема: Делать уроки самостоятельно он пока не может, поэтому я сижу рядом и просто напоминаю ему об этом каждые 5-10 минут, что мы не просто сидим, а занимаемся. Всё делает наперекор, ни каких школьных правил он запомнить не может (хотя он совсем не дурак, а очень даже хитрый) или запоминает с большим трудом и боем, вечно отвлекается на любой шорох, сквозняк, пролетающую мимо муху и т.п., а значит нужно снова собираться с мыслями, и всё сначала! Моих нервов на это уже не хватает и я стала чаще и чаще срываться на крик, а последнее время даже на оскорбления (это уже входит в неприятную норму), подзатыльники от которых самой потом стыдно. На днях сын сказал: Я забыл своего имени. Так и зови меня дурак, идиот, тупой, скотина и т.п. Мне стало ещё больней. Я плакала два дня. Меня в детстве мама ни разу не назвала плохим словом, а что тогда со мной???  Муж устал от постоянных криков, скандалов просто из-за длительных уроков. Хотя это по времени длительно, а по факту это может быть написано всего 1-2 строчки или решено 2-3 примера за 2-3 часа. Меня волнует то, что сын явно перестал любить меня, и я уже тоже не люблю его. Всё чаще и чаще думаю об этом - саму себя боюсь от этого. Мужу сказала - зачем мы родили такого бестолкового сына. Почему? Ведь мы то не глупые и у обоих в школе было всё отлично, а сын из двоек не вылазиет. Что делать? Как мотивировать его к учёбе? Как перестать кричать и оскорблять ребёнка?
Алексей Тапехин

Психолог
г. Санкт-Петербург
Символдрама
Юлия, прежде всего хочется порекомендовать на некоторое время, до консультирования и получения расширенной информации по теме, вообще прекратить делать уроки с сыном. Иначе вы уничтожите ваши отношения с ребенком. Ни красные дипломы, ни медали, ни карьера не помогут вам восстановить их, вернуть доброе отношение и любовь сына возможности не будет. Из опыта работы видно, что сломать отношения навсегда можно за одну хорошую ссору. Подумайте о том, что в с некоторого момента вы никогда больше не сможете испытать теплых объятий своего ребенка и попытайтесь остановиться.
На самом деле ваш сын может учиться и получать неплохие оценки (это не должны быть пятерки), это не сложно организовать. Но в данный момент учеба у него прочно ассоциирована с насилием, руганью и растоптанным образом себя. Он думает только о том, как избежать ее. Ни в самой учебе, ни в ее последствиях он пока не видит никаких плюсов. Так же он ничего не знает о минусах отсутствия образования, и до старшего подросткового возраста не будет способен понять, не пытайтесь ему объяснять. В этих условиях мотивировать ребенка практически невозможно, придется их менять.
Чтобы сын вылез из двоек, вам придется отказаться от идеи всегда, полностью делать все уроки и ждать от дитя хороших оценок. Если от этого кто-то и выиграет, то это будет персонал образовательного заведения и системы. Вы же, в угоду системе, которая никак не связана с вашей семьей, превращаете своего ребенка в неудачника, глубоко несчастного человека. Сама образовательная система не подразумевает лишь получение учащимися знаний, за этим стоят и иные задачи.
Что делать? Во-первых, есть несколько инструкций, которые помогут в организации частичного выполнения уроков. Во-вторых, возможно, что часть ваших эмоций по отношению к ребенку можно устранить, прекратить их воспроизводство. После этого, насколько бы глупым ни казался вам ваш ребенок, прежние эмоции гнева не будут вас заливать, лишая рациональной рассудительности и заставляя переходить в оскорбления и физические меры.
Информации по этой теме очень много, описать ее в одном посте невозможно, как и выложить инструкции по общению с самым близким и любимым человеком. Сделать можно очень многое, по крайней мере развернуть ситуацию от катастрофичного сценария. Я тоже родитель, похожие эмоции знакомы едва ли не каждому из нас, но, поверьте, ситуацию можно поменять на позитивную.
Если потребуется помощь, обращайтесь. Специализируюсь на разрушительных, опустошающих эмоциях. Судя по тому, что вы пишите о себе, большую часть проблемы можно легко устранить.
Денисова Оксана
Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоанализ (классический)
Добрый день, вы очень хотите сделать ребенка удобным для себя и для школы, перестаньте с ним делать уроки, отдайте ему право учиться так, как он может. Вы рискуете потерять с ним отношения совсем. У него свой темп жизни, свои реакции, они отличаются от ваших и то, что вам давалось легко, ему может даваться с трудом. Вы можете у него вообще вызвать отвращение к учебе.
Шендерова Елена
Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Юлия! Стоит обратиться очно к психологу, чтобы он смог провести диагностику развития эмоциональной сферы ребёнка, а также, чтобы он смог проанализировать то, что происходит внутри семьи.
Часто нарушения в поведении ребёнка зависит от того, что такое его поведение закрепляется со стороны родителей. Вы ищите ответы, но важно сначала разобрать и то, что они могут быть не в ребёнке, а в том, что происходит между Вами и ребёнком. И в том, что происходит внутри Вас самой.
Что какие-то его действия влияют на Вас, что Вы утрачиваете контроль, чувствуете своё бессилие и не знаете, что делать, не можете управлять поведением ребёнка, не можете управлять своими чувствами, восприятием и реагированием.
Поэтому важно рассмотреть ситуацию со всех стороны, не просто искать проблему в ребёнке, но и разобрать Ваши с ним отношения и то, как Вы воспринимаете и реагируете.
Вы перекладываете на ребёнка ответственность за свое эмоциональное состояние, пытаясь подчинить его, но Вам предстоит взять её на себя. Вы сталкиваетесь со сложностями, и они пугают Вас, Вам было бы легче, если бы сын был другим, удобным для Вас, но именно Вам предстоит растопить тот лед, который возник между Вами и сыном! Если проблема есть, она никуда не уйдёт, а только с годами будет дальше закрепляться.
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Юлия
Пользователь
Ответ для: Шендерова Елена
Хочу добавить к моему вопросу. Мы живём в Новой Зеландии, поэтому сын билингв. Пишет, читает, понимает оба языка, как родные (русский и английский). Если прекратить или снизить требования, коих и так не много, то это отразиться сразу на обоих языках. СДВГ тесты мы прошли, и ничего не подтвердилось. Школьная учительница так же рекомендовала проверить зрение и на дислексию, - то же ничего не подтвердилось. С одной стороны я рада, что сын здоров, а с другой уже точно заметно, что он просто ленится, сидит и тянет время и мои нервы, которых осталось очень мало. У меня тоже спортивный, упорный характер, но он явно сильнее меня, настырнее, упрямее. Ни на какие просьбы помочь он не реагирует. В магазин с ним перестала ходить, так как его поведение там, как 2-3 летнего малыша просящего в истерике игрушку. В тоже время он совсем не разбалован. Он не знает, что такое гаджеты, компьютерные игры. Телевизор мы не смотрим, поэтому мультики или кино это как редкие праздники. Смотрит больше ютуб, но всё только познавательное, любит смотреть и слушать что-то энциклопедическое, документальное, развивающее. Играет в шахматы, из спорта - плавание и картинг, любит конструировать что угодно из чего угодно...., ну вроде молодец! Но не со школьными уроками. Уроки - это что-то мозговыносящее, хотя всё на очень простом уровне. В Новой Зеландии дети идут в школу с 5 лет, таким образом, он сейчас перешёл в 3-ий класс. Это я хочу дать понять, что стресса о начале школьного периода нет и не будет. Здесь очень мягкий переход от детского сада к школе. Мотивировать его игрушками или какими-то покупками - это не наш вариант. Есть ещё бабушка и дедушка, которые его разбаловали подарками до "хуже не куда", но им ни кто то же сказать против ничего не может. У них одна отговорка, что может это у них последний ему подарок. Им 79 и 82 года. Как я писала о себе, что перфекционист, в чём не вижу положительного, а наоборот. Холерик. Хочу сказать о том, что взрывоопасна, если вижу явно-нахальное беспричинное неподчинение. При наличии причин, конечно, всегда вхожу в положение, обниму и пожалею, как нормальная мама и жена. Я не монстр. У сына на 99% мой характер + хитрость мужа = очень гремучая смесь получилась. Он совсем не глупый, а даже наоборот хитрый, ловкий, продуманный. К примеру несколько случаев: 1. При проверке домашней работы, я не заметила ошибки в слове и не исправила. На другой день он снова делает эту же ошибку , конечно, не зная о том, что это ошибка. Я указываю ему на ошибку, на что он отвечает, это уже не моя ошибка, раз ты вовремя её не исправила. Это твоя ошибка! Я была просто в шоке! 2. Он учится в платной школе, в классе 18 учеников из которых 4 девочки. Я ему объясняю суть жизни, почему девочек меньше. Это потому что девочки выходят замуж и потом воспитывают детей, как я тебя, а работают и приносят денежку домой папы. Вот поэтому в платных школах больше мальчиков, так как тебе в будущем придётся много работать. Он утверждает, что всё понял. Молодец! Спустя дни, у нас снова скандалы с уроками, и я спрашиваю его, а чтобы бы ты делал со своими детьми, если бы они так себя вели, как ты? На что он ответил: Это не будет моей проблемой, так как я буду работать, а вредными детьми будет заниматься моя жена. Ответ снова меня шокировал! И это 7,5 лет!!! Мне жалко его и себя, когда мы ругаемся. Он научился меня "заводить" с пол оборота, чтобы я выоралась на него всеми плохими словами, а потом ушла рыдать в другую комнату, а он играться. Как бы то ни было, муж мне всегда старается помочь с ним. Он помогает ему делать уроки по английскому, но это тоже часы, а так как муж работает, то , конечно, основное время с уроками достаётся мне, но это какое-то издевательство. Как я уже писала, кроме основной работы, я подрабатываю учителем в русской школе, где все меня любят и уважают. Как учитель всех устраиваю, и сама себя глупой не считаю, но почему-то справиться со своим ребёнком я не могу. Есть старшая дочь от первого брака с разницей с сыном в 19 лет. С ней вообще ни каких проблем не было. Просто обычная послушная девочка, просто другой ребёнок. Внешне они очень похоже, но не внутренне. Они дружат и очень любят друг друга. Я учу их быть дружными, любить и уважать друг друга. Они видятся 1-2 раза в месяц. Дочь уже замужем и живёт отдельно с мужем. Сын иногда ходит к ним с ночёвкой - это великая радость для него. В целом мы очень хорошая и дружная семья, но отношения с сыном из-за его поведения, отношения ко мне и к урокам, всё портят. Помогите советом или ссылкой на правильное видео, что мне делать, как общаться с сыном, как найти к нему подход, как изменить его отношение к урокам, чтобы на минутные задания не уходили часы и дни. Я хороший методист. Я перепробовала разные методики, разработала карточки с правилами и игры, но ничего не помогает... Но и спустить уроки на самотёк я не могу. Самостоятельно он пока работать не умеет, иначе будет просто сидеть и смотреть в окно или куда-нибудь часами. Говорю ему, что уже началось твоё игральное время, но по отсутствию результата он не может играть, так как и половины работы не сделано, он просто начинает истерить.
Пустовойтова Елена
Психолог
г. Санкт-Петербург
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: Юлия
Здравствуйте! Солидарна с коллегой, Алексей Тапехин выше лаконично изложил, почему сейчас желательно прекратить делать уроки с сыном и давить на него. И очень важно не через усилия воли прекратить давить на сына, а научиться новому отношению к нему и к ситуации. Ваш ребенок делает что-то такое, что вызывает у Вас бурю эмоций, вводит Вас в такое состояние, которое Вы не можете остановить и тогда начинаются оскорбления и подзатыльники. Вы ведь делаете это уже не из рациональной части, верно? а в порыве гнева, отчаянья, безысходности и других сильных эмоций. Вот с этими эмоциями и стоит работать.
Юлия, я работаю с родителями детей с особенностями поведения, с их эмоциональной реакцией на поведение детей. Если хотите работать глубже с Вашим вопросом, можете обратиться ко мне на консультацию, работаю онлайн и буду рада помочь.
С уважением, Елена
Зорина Эльвира
Психолог
г. Санкт-Петербург
Психоаналитическая терапия
Юлия, добрый день!
Коллеги выше дали Вам хорошие рекомендации. Большинство этих вопросов решаются в личной терапии.
С уважением, психолог Зорина Эльвира Консультации 8-911-738-59-96 (WhatsApp, Telegram)
Мостепанова Юлия
Психолог
г. Санкт-Петербург
Арт-терапия
Цитата: В магазин с ним перестала ходить, так как его поведение там, как 2-3 летнего малыша просящего в истерике игрушку. В тоже время он совсем не разбалован.
Юлия, Ваш сын сам подсказывает каких отношений он хочет - как к маленькому, к которому нет столько требований, а есть восхищение любым его маленьким победам. "Посмотри как мило улыбается", "Посмотри как потешно ползает", "Посмотри как он похож на тебя, дай я поцелую эти сладкие щечки". Все это из той сказки, которая называется БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ. Там тепло только от того, что тебя любят ПРОСТО ТАК, ПОТОМУ ЧТО ТЫ ЕСТЬ. Там в этой сказке теплые мамины руки гладят щечку перед сном и в ухо шепчут милые слова "Я люблю тебя", "Ты мне очень дорог", " Я горжусь твоими успехами" (они же есть у Вашего сынули,правда же?) Там в этом мире понимания взрослые берут ответственность за свои эмоции и говорят о них с детьми с позиции "Я - сообщение" Пример: "Когда Я вижу твои плохие оценки, я сержусь и не могу контролировать свой гнев, потому что я знаю, что ты умеешь учиться лучше. Помнишь ...(его успех) и тебе помогло в этом...." Есть замечательная книга Юлия Гиппенрейтер: «Общаться с ребенком. Как?», в которой доступно изложена эта методика "Я- сообщения", активное слушание и работа с эмоциями родителя. А уроками пусть попробует заниматься репетитор, он профессионал и эмоционально не включен в ситуацию.
Мостепанова Юлия
Психолог
г. Санкт-Петербург
Арт-терапия
Цитата: 1. При проверке домашней работы, я не заметила ошибки в слове и не исправила. На другой день он снова делает эту же ошибку , конечно, не зная о том, что это ошибка. Я указываю ему на ошибку, на что он отвечает, это уже не моя ошибка, раз ты вовремя её не исправила. Это твоя ошибка!<
Я - сообщение: "Услышав это от тебя, я ...(Ваше чувство проговоренное, значит наполовину выплеснутое), потому что хочу,чтобы....(результат, который Вы видите в положительном ключе)
Мостепанова Юлия
Психолог
г. Санкт-Петербург
Арт-терапия
Цитата: При проверке домашней работы, я не заметила ошибки в слове и не исправила. На другой день он снова делает эту же ошибку , конечно, не зная о том, что это ошибка. Я указываю ему на ошибку, на что он отвечает, это уже не моя ошибка, раз ты вовремя её не исправила. Это твоя ошибка! Я была просто в шоке!
Шульга Вера
Психотерапевт
г. Санкт-Петербург
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: Юлия
Добрый день) Мне хотелось бы дополнить ответы моих коллег. Вы правы, что ваш сын взял многие черты ваших характеров. И по сути, вы видите свое зеркальное отражение. Он не стремится вас задеть, ребенок более беззащитен, и любыми способами пробует восстановить свои личные границы. И таким бунтом в том числе. И видя, что для вас важна его учеба, берет возможно, не осознанно именно учебу, чтобы бунтовать. Смотрите, дети нас не только читают, они копируют нас, взрослых, они получают мессиджи от нас, какие они есть. И если вы несете мессидж - ты не ок, ты не такой, как нам надо,
Цитата: : Я забыл своего имени. Так и зови меня дурак, идиот, тупой, скотина и т.п
Вы видите, он уже начал получать внутрь такие установки, и это может встроиться) И повлияет на его жизнь. Здесь нет каких-то методик, мы не натаскиваем своих детей, согласитесь. Но есть возможность изменить подход, что если: вы не делаете замечаний, а подчеркиваете его успехи, хвалите за самые малейшие достижения. Попробуйте, уверена, вы увидите результаты. И здесь может вспыхнуть ваша тревога, повыситься ее уровень. И вот с этим стоит поработать. Почему вам трудно доверить ребенку ответственность за важные дела. Как вы вообще делегируете полномочия. Вспомнилась метафора про кошку, она наблюдает, как котята ползают по стволу дерева, как они карабкаются, она сидит, не указывает, смотрит, и если нужно, мигом подлетит в тот момент, когда реально нужно. В общем, важно, чтобы в бессознательное ребенка встроились установки: я классный, я победитель, я хорош такой как есть, я любим любым. Если Вам захочется глубже все разобрать, поговорить про все, что-то проработать, обращайтесь. Буду рада) +38 050 622 0009 или напишите мне по электронной почте shulgavera1@gmail.com (или Skype: veronika.alviani