— Ну, чего ты копаешься! Иди быстрей!
Малыш изо всех сил пытается успевать своими мелкими бегом за размашистыми шагами молодой мамы. Личико превращается в глаза, полные слёз и тревоги.
— Не видишь, я занят! – говорит молодой папа, на секунду отвлекаясь от смартфона к подбежавшей дочери-дошколёнку. На лице девочки радость моментально осыпается в печаль. – Я же говорил – если я читаю – не нужно меня отвлекать!
Дочь, опустив голову, плетётся в песочницу.
В дикой природе у детёнышей зверей возможны четыре сценария отлучения от родителей:
1. детёныш-зверёныш родился слабым и зверомама сама выталкивает его из норы или гнезда, сберегая ресурсы – еду и своё внимание – для здоровой части потомства. Слабый – значит не годен!
2. зверёныш получил травму, которую мама не может вылечить. Царапину она может зализать, а перелом – нет. Простудившегося малыша мама может отогреть, а от серьёзной болезни у неё таблеток нет. Немощный – не годен!
3. зверёныш отстал от мамы, уводившей потомство от угрозы. Или, к примеру, обезьяныш, уцепившийся за маму, не удержался, пока она скакала с пальмы на пальму. Хилый – не годен!
4. мать не вернулась в нору, в гнездо. Она погибла или, по каким-то причинам решила не возвращаться. Такое бывает в природе, например – она слаба и не может выкормить потомство. Табло загорается и в этом случае:
— Я не годен, поэтому мама меня бросила!
Во всех четырёх сценариях детёныши-зверёныши погибают – от голода, болезней или хищников.
Поэтому разлука с матерью – самый сильный страх у всех детёнышей. В их сознании чётко отпечатано – разлука=смерть.
Эволюция перенесла этот закон в сознание детей человека и до 6-7 лет мы находимся под сильнейшим его влиянием. Описанные выше сценарии – это и есть четыре всадника детского апокалипсиса.
Именно поэтому ребёнок может плакать, когда папа, а особенно – мама оставляет его в детском саду. Он уже знает – садик прекрасный, воспитательницы – прекрасные, друзья в группе – прекрасные, а игрушки – даже лучше, чем дома. А вот закроется дверь за мамой – и к горлу подступает комок, слёзы сами текут из глаз, а крохотное сознание заполняет неведомый страх, Доставшийся от зверей пласт психики включает в голове огромное табло – Я НЕ ГОДЕН! – и оно погружает его в ужас неотвратимой смерти.
Ребёнок не может ни выразить этот страх,ни осознать его природу, он просто парализован им.
— Ну, чего ты копаешься!.. – говорит мама.
— Я не успеваю за мамой! Я — НЕ ГОДЕН! – включается табло.
-…В садик опоздаем!
— Мама меня оставит! — Бушующий в его организме, в его голове гормональный коктейль страха обездвиживает его, лишает сил – он отстаёт от мамы! А в садике она меня оставит! Я НЕ ГОДЕН!
— Я занят!
— Я — НЕ ГОДНАЯ!
Эти всадники объясняют ещё один довольно распространённый феномен.
Условный Миша — прекрасный персонаж 5-6 лет — расхлопал чашку и не признаётся.
— Это не я! — кричит он, в негодовании и гневе. Глаза полны слёз, лицо — сама честность.
— Ну, как же не ты, если мы все всё видели!
— Это не я!
— А кто же?
— Маша! — пальчик Миши показывает на девочку, которая о существовании чашки узнала только после этого обвинения.
— Миша, почему ты врёшь?..
— Я не вру!..
И до бесконечности.
Почему Миша отказывается принять правду? Ведь — действительно! — он минуту назад разбил чашку, действительно — все всё видели и он сам — тоже видел, как у мамы широко раскрылись глаза, а папа попытался эту чашку поймать.
— Я не смог удержать чашку! Я НЕ ГОДЕН! Теперь мама меня бросит, выгонит! — бежит бегущая строка на его табло. И страх, нет — смертельный ужас! — заставляет его отрицать эту реальность!
Постепенно табло перестаёт выключаться, оно начинает гореть постоянно:
— У меня не получится решить эту задачу, Я НЕ ГОДНЫЙ!
— Я не смогу научиться, Я НЕ ГОДНАЯ!
— Я не справлюсь… Я не успею… Я не сделаю правильно…
Ребёнок постепенно вырастает во взрослого, а табло продолжает гореть, только горит оно всё ярче:
— Меня не возьмут на эту работу…
— Я не добьюсь хорошей зарплаты…
И ещё ярче:
— Я не понравлюсь ей…
— Он не полюбит меня…
— НЕ ГОДЕН! НЕ ГОДЕН! НЕ ГОДЕН!
Каждый раз, когда мой клиент говорит:
— У меня не получается карьера…
— Не могу отстоять свои интересы в переговорах…
— Не вижу своих перспектив…
И, наконец:
— Я не знаю, зачем жить, у меня нет цели…
Каждый раз, когда клиент говорит эти слова – мы начинаем искать, в какой момент у него загорелось то самое – НЕ ГОДЕН!
Это очень сложное расследование – иногда оно затрагивает историю нескольких предыдущих поколений клиента.
Почему он решил согласиться с этим вердиктом? И, самое главное – почему он себе его включил?
Да, это самое главное открытие – это не уставшая мама, спешащая после работы в домашний уют, включила ему это табло. И не папа, который изо всех сил пытается сосредоточиться на важной, не требующей отлагательства, переписке. Табло «Не годен» малыш, ощутив себя наедине с теми самыми всадниками, включает себе сам!
Мама привела малыша домой и вкусно накормила, значит – годен? А папа, завершив дела, ещё долго и с удовольствием играл с дочерью, значит – годная?
Вот такой трюк психики – одно огромное красное табло «НЕ ГОДЕН» моментально и надолго – иногда и на всю жизнь! — заслоняет множество маленьких зелёных транспарантов «ГОДЕН!».
Они действительно незаметны – вот эти повседневные маленькие знаки внимания родителей к малышам, поэтому эти знаки могут оказаться незаметными, рутинными, а значит – невоспринятыми, непонятыми – как пазлы, как осколки чего-то бОльшего, когда-то единого. А однажды запущенная тревога – особенно такого критического уровня! – она заметная, отнимает на себя значительную часть внимание и обязательно трактует происходящие вокруг события и услышанные слова в свою пользу.
Постепенно выясняется – красное табло, оказывается, можно потушить. И мы – так же постепенно – на его месте начинаем собирать из множества маленьких зелёных пазлов одно большое, важнейшее, огромное – размером во всю внутреннюю Вселенную! – слово:
— ГОДЕН!