Иногда, работая со стыдом, я предлагаю клиенту сесть на место той части, за которую стыдно. Сделать это не так просто. Нужна большая смелость, чтобы честно посмотреть на себя и разрешить себе прочувствовать боль и страх той отвергнутой, желающей быть увиденной и принятой части.
И там, на противоположном стуле, появляется новый взгляд на себя. Появляется второй, переживающий меня, расширяющий, а не только задвигающий и презирающий.
Там часто приходит сожаление, благодарность, понимание вслед за этим разочарованием себя.
И знаете, я ведь долго держалась за идею усовершенствования себя. До каких-то больших размеров. Пыталась достраивать идеальный образ себя. Сравнивала с другими.
В процессе терапии многое менялось. И мне пришлось знатно так разочароваться в этой идее. И в своих представлениях, какой я хочу стать.
Если я пришла за совершенством, то пришлось столкнуться со своим несовершенством. Если я пришла с презрением к себе, то мне пришлось узнавать эти свои части. Рассматривать их, понимать, для чего они мне. Повторяя каждый раз, что и это тоже ведь я.
Пришлось признавать в себе то, что мне так страшно быть несовершенной, не подходящей в чьих-то глазах. Пришлось знакомиться с собой стыдно-неидеальной. Узнавать про свой стыд и страх и горевать про то, что от них нельзя убежать.
В конечном счете я получила противоположное тому, что ожидала.
Вместо идеальности я обнаружила свою неидеальность. Я получила право быть совершенно разной. Живой, несовершенной.
И это все ещё меняет мои отношения с собой, с другими, с жизнью.