«Все мы знаем о вульгарном редукционизме – это сведение всех сложных сущностей к материальным атомам, что действительно грубо. Однако утонченный редукционизм гораздо более распространен, коварен и разрушителен. То есть утонченный редукционизм сводит все «я» и «мы» к соответствующим им эмпирическим коррелятам… Разум сводится к мозгу, практика – к технике, внутреннее состояние – к битам цифровых показателей, глубина сводится к бесконечным поверхностям, пересекающим плоскую и безжизненную систему; уровни качества сводятся к уровням количества, диалогическая интерпретация – к монологическому взгляду – короче говоря, многомерная Вселенная примитивно сводится к плоскому миру».
К.Уилбер «Око Духа»
Духовная сфера – это базовая сфера, все Сущее исходит из нее и по окончании своего срока возвращается обратно. Ее не учитывают ученые в силу ненаучности, сложности изучения, непонимания, что это такое и неявности проявления (не будем забывать, что в научном мире основными показателями являются эмпирические данные с возможностью их повторения). Религиозные институты Изначальное трактуют в своих интересах, не переживая об объективности его проявления. Дальше идут тонкости терминологий и смыслов, которыми занимаются философы и лингвисты (о чем мы поговорим в другой раз).
Нет точного определения, что такое «духовность», и поэтому, ее часто путают с «религиозностью». Нет научного подхода к изучению духовности. Вот и идут столетиями распри между теологией, философией и физической и другими науками, жертвами которых становятся люди, то есть мы с вами, так как вопрос о смысле жизни и «откуда мы» остается актуальным и открытым. А нам надо в жизни на что-то опираться и иметь ориентиры, к которым мы будем стремиться. Но однозначно: что понятие «духовность» относится к чему-то Высшему, так называемому Духу, который никогда постигнут не будет. Однако это не значит, что мы не должны в своей жизни учитывать эту невыразимую данность, потому что она имеет далеко идущие последствия.
На основе понимания Мироустройства и его начала, мы формируем понимание справедливости, морально – нравственные и этические нормы, дальше создаются социальные и юридические законы для выживания, здорового и благополучного взаимодействия сообщества, в котором реализуется каждый индивид во всей своей уникальности, что в совокупности является показателем развития человечества. И если есть Великий Ориентир – как нечто Святое и Чистое, Искреннее и Открытое, находящееся вне времени и пространства, вне страданий, то и мы должны стремиться к наработке подобных качеств, по мере своих возможностей. Как говорится: «по образу и подобию божьему».
Что же происходит при отсутствии святых ориентиров? Когда Мир мертв и случаен.
На жизненном пространстве вообще. Мы существа смысловые, и нам нужны жизненные смыслы и идеалы. В «мертвом» и «пустом» мире ориентиром становится что-то примитивное, простое и всем понятное, а лучше то, от чего все зависят. И конечно же, это деньги. В таком случае деньги становятся не средством достижения чего-то, а целью. Значит, ради денег можно, если не все, то многое: кого-то обмануть, подставить, кинуть, украсть — и совесть будет «чиста», как говорится: «ничего личного, это бизнес».
В политическом мире. Власть имущие руководствуются личными интересами и выгодами, игнорируя интересы народа, чувствуя, что им ничего не будет, так как они и есть власть, а выше них никого нет. Главное — грамотно обойти законы, в крайнем случае, деньгами можно откупиться.
В экономике. Прибыль – это все. Деньги дают власть, власть множит возможности. И ради будущей прибыли можно вырубать леса, перегораживать реки, застраивать заповедники, выкачивать нефть, разрушать горы. Ну и ничего страшного, если будет разрушена экосистема.
Экология. Она вторична, так как природа для прибыли. В Библии (глава 1 стих 28) сказано же: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и ОБЛАДЙТЕ ЕЮ, и ВЛАДЫЧЕСТВУЙТЕ над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими животными, пресмыкающимся по земле». А раз Бога нет, то остается просто разрешение на власть над природой. Одно понятно четко, что человек – главный.
Мышление. Как уже говорилось, мышление становится примитивным и поверхностным, поэтому можно выдергивать из контекста, подменять смыслы и понятия, делать ложные выводы. Глубоко думать никто не хочет, потому что ученые сказали, что Мир пустой, а в пустоту лезть нет смысла, там ничего нет.
Ну и в отношениях между людьми все вышеперечисленное находит отражение. Использование друг друга в личных интересах, желание доминировать и управлять, иметь выгоду. Вот и множится хаос и растет деструктивность и заболевания, и деградируют люди без святой опоры. Некому нас судить, не перед кем отсчитываться, нет последствий, если все хорошенько скрыть и без свидетелей – вот так и протекает жизнь в ПЛОСКОМ мире. А потом мы в печали утверждаем, что жизнь пуста и бессмысленна.
Совсем другая картина при наличии Высшего Начала, и не пустого и случайного, а Непостижимого и Невидимого, Разумного и везде присутствующего. Тогда ничьи деяния не остаются безнаказанными, последствия обязательно будут, но неизвестно, когда и как ударят. И не будем забывать, что расплата не ограничивается этой одной жизнью. При таком раскладе появляется ответственность и сдержанность, вежливость и уважение, так как Всевидящее Око не дремлет и скрыться от него невозможно никому, независимо от должностного положения и количества денег. Нет возможности обмануть или подкупить, судить будут не по человеческим законам, а по Высшим. Никто не хочет наказаний ни в этой жизни, ни в другой, а тем более в неподходящий момент.
Вот тут и надо использовать свободное право выбора: жить в «плоском» мире со всеми вытекающими или в многоуровневом и живом.
Хотелось бы закончить статью словами дон Хуана из произведений Карлоса Кастанеды о трех предписаниях для воина (читай: для человека, живущего по законам Природы):
«Первое предписание правила состоит в том, что все окружающее нас, является непостижимой тайной.
Второе предписание правила состоит в том, что мы должны пытаться раскрыть эту тайну, даже не надеясь добиться этого.
Третье предписание состоит в том, что воин, зная о непостижимой тайне окружающего мира и о своем долге пытаться раскрыть ее, занимает свое законное место среди тайн и сам себя рассматривает как одну из них».