Спасательство часто маскируется под альтруизм. Но на деле это две разные вещи, и не сразу очевидные. Люди, готовые всегда подменить коллег на работе, люди у которых на передержке по 20 котов и собак, пишущие гневно-обвинительные посты о нехватке корма, сил, веры в человечество и т.д., человек, готовый всегда помочь своему приятелю с зависимостью, человек спешащий ночью к подруге, потому что ее парень снова ее избил. Все это явные признаки людей с синдромом спасателя, вовлеченных в «треугольник Карпмана».
Под этим термином кроется очень сильное, гипертрофированное желание быть нужным. Спасать кого-то – становится необходимостью для того чтобы чувствовать себя хоть немного (или много) лучше. На самом деле это действие всегда в ущерб себе, и часто в ущерб тому на кого направлена «помощь».
Существуют следующие причины постоянного желания кого-то спасать:.
1. Спасение, потому что сам человек нуждается в спасении
Часто в биографии не было места удовлетворению детских потребностей, более того, проживая сложности, ребенку не оказывалась помощь, его не защищали, там, где нужна была защита. Наша взрослая психика пытается скомпенсировать эту боль, становясь тем самым спасителем, которого человек себе всегда желал. Но свою старую боль исцелить вряд ли удастся. Это очень хорошо видно на примере многих зоозащитников, когда уставшие, выгоревшие люди продолжают брать новых и новых подопечных, и что любопытно, при этом часто называя их «брошенными детьми».
2. Желание укрепить свою самооценку
Когда я спасая, я делаю себя больше, а другого меньше. Человек так лишает власти и сил других, и за счет этого ощущает себя лучше, сильнее, могущественнее, важнее. В этом много мотива власти.
Этим нередко бессознательно могут грешить психологи, и да, белое пальто спасающего для любого психолога будет совсем не белым.
3. Страх собственного провала
Это про все такие случаи:
«Всем что-то от меня надо!»,
«Если бы не дети и домашний быт, я бы..»,
«Если бы не патриархальные традиции семьи моего мужа, я бы..» и прочее.
Там царит страх идти в риск и брать на себя ответственность, так как нет сил принимать своё несовершенства и проживать свою жизнь. Часто нет понимания своей идентичности.
4. Способ отвлечься от чего-то фрустрирующего в своей жизни.
Пока я занят другим, я не занят собой, и могу долго убегать. Как в терапии, клиент часто ведет туда, куда хочет, чтобы терапевт смотрел, но мы смотрим еще и туда, куда он не хочет. Например, фразой обращающей на это внимание может быть: «о чем вы НЕ говорите (т.е. избегаете), когда говорите о ….,». Это особенно заметно когда клиент из раза в раз говорит о проблемах других людей, при этом игнорируя собственные переживания и действия.