<<< Все статьи психологов
Самойленко Наталья Автор: Самойленко Наталья
14 декабря 2023 г.
2260

Согреть теплом (первые впечатления о сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте»)

Согреть теплом (первые впечатления о сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте»)
Пожимающие на любой вопрос плечами «не знаю», живущие в виртуальной реальности и лишь изредка показывающиеся на поверхности мои клиенты-подростки неожиданно заговорили

Пожимающие на любой вопрос плечами «не знаю», живущие в виртуальной реальности и лишь изредка показывающиеся на поверхности мои клиенты-подростки неожиданно заговорили. «Как вы еще не видели «Слово пацана»?!». «Да Вы не бойтесь, когда ухо резать будут, там силикон, это видно». С горящими от чувств глазами они открывали мне – терапевту – карту неведомой земли – своей внутренней жизни под названием Улица.

Улица – как психика, она просто есть, она просто течет, живет своей размеренной жизнью. И ты можешь плыть по течению, а можешь ставить запруды или даже плотины, подчиняя вечную энергию своим сиюминутным интересам. Ей все равно. Силы в ней столько, что «пройдет и это», останутся только штампы, как на стопкадрах из сериала: «Убит». «Пропал без вести». «Погиб».

Сессию за сессией составляла я с помощью ребят эту внутреннюю, неожиданно ожившую, проявившуюся карту, состоящую из районов, которые находились под властью детских группировок. Универсам. Хади Такташ. Чайники… Прямо-таки королевства Вестероса…
И я сдалась, села смотреть, и посмотрела даже слитую седьмую серию, помеченную надписью «для особо нетерпеливых». Ну что поделаешь, Улица подхватила и меня в свой водоворот.

Я хорошо помню это время, конец 80-х, когда менялось все. Накопившаяся за годы Союза огромная Тень уже не могла быть удерживаема идеологией, сверхэнтузиазмом людей и слепой верой в светлое будущее. Я окончила школу и поступила в университет. Все, что показано в сериале – достоверно точно. Простим белые фартуки, которые мы надевали только на праздники, и еще пару-тройку «ляпов»:)

Сериал в лучших традициях Джозефа Кэмпбелла начинается с инициации. Тонко организованный, романтичный молодой человек, мечтающий о карьере музыканта, неминуемо отправляется в свое жизненное путешествие. По логике Пути Героя, он должен символически (а не буквально) убить мать и быть принят мужским сообществом, пройдя жестокие испытания. В результате у героя меняется тело, психика, а самое главное – самосознание, он становится самим собой.

В сериале очень хорошо показаны два ритуала перехода: переодевание – снятие старых одежд и обретение новых – и постриг, когда с золотыми локонами облетает с головы наивность и страх.

Но, пожалуй, еще более достоверно показан другой момент этого процесса – быть убитым, умерщвленным в прежнем качестве и возрожденном, воскрешенном в новом. (Этот мотив мы видим во многих мифах и сказках.)

Недаром многочисленные сериальные побоища так восторгают детей. Это вам не виртуальная реальность, где все понарошку. Вот она – реальная жизнь, где чувства – это чувства. Их можно не прятать, а говорить в глаза все, что ты думаешь. Да что там говорить, делать!

И не конвертировать переполняющую душу агрессию в соматизацию или зависимости.

Но инициация героя происходит не в мужском, а псевдомужском мире. Потому что вокруг этих детей как будто бы нет настоящих, сильных мужчин. Мы можем только догадываться, где же отцы этих ребят, где отец Пальто? Охваченный материнским комплексом, говоря словами того времени, мещанством, накопивший на люстру в двести рублей, стенку и сервиз, отец Адидаса и Марата таковым тоже не является. «Тридцать лет в одни ворота входил-выходил, где ж я ошибся», — сокрушается он. Через весь сериал рефреном проходит образ Отсутствующего Отца, не способного инициировать своих сыновей в социальную жизнь.

Неожиданно в руках этих детей и их «вождей» оказалось толкиеновское Кольцо Всевластия. И дети, «скорлупа» из пятиэтажных хрущеб, отделившаяся от чушпанов, хоббитов нашего времени, оказались под властью архетипических энергий, справиться с которыми еще никому не удавалось. Если ты, конечно, не Фродо Бэггинс, у которого есть верный Сэм. И вот тут Слово Пацана может сработать. Посмотрим, еще только начало.

Почему же сериал так захватил подростков? Кроме того, что они «легализовали» агрессию, я думаю, что современных детей очень сильно затрагивает тема одиночества, душевного холода, которая буквально пронизывает все пространство фильма. «Стал как замороженный, как будто льдинка в сердце попала», — заметила перемену в Андрее мама. Недаром все события происходят на фоне холодной зимы, во время которой беззащитны шипы, а кровь – признак реального героизма – моментально стынет и перестает течь.

Мы гордимся тем, что вырастили первое непоротое поколение. Его уже назвали поколением Z или Поколением Снежинок (от англ. Generation Snowflake — термин для обозначения поколения, годы взросления которого пришлись на начало XXI века). Само название подчеркивает уязвимость этих молодых людей и их уверенность в своей исключительности. Американский публицист Майкл Снайдер, рассказывая о поколении снежинок своим читателям, признаёт: «К сожалению, мы вырастили поколение неженок, вечных мальчиков и девочек, которые никогда не станут настоящими мужчинами и женщинами».

Это отчасти произошло потому, что в конце двадцатого века под давлением эпохи потребления произошла смена фокусировки семейной модели. Вместо нуклеарной модели (мама, папа, дети) и расширенной (плюс тети, дяди, другие родственники) пришла другая. Центром всей семейной жизни стал ребенок (причем, чаще всего, один). И взрослые становятся, по сути, при этом ребенке «бесплатными аниматорами».

У таких детей нет способности к критическому восприятию реальности и огромный страх проявить свою индивидуальность. Потому что объективная реальность – это моя эмоция. Если я так чувствую, значит, так и есть. Но все твои эмоции должны быть одобрены этим негласным, и если они противоречат «правильным» эмоциям, то вгонят тебя еще в большую депрессию.

О плачевном душевном состоянии подростков говорят растущие с каждым годом цифры доклада Центра по контролю и профилактике заболеваний в США. Согласно последнему исследованию, пятьдесят семь процентов девушек-подростков чувствуют постоянную грусть и безнадёжность, и двадцать два процента всех подростков подумывают о самоубийстве.

Беззащитное не выживает. Что может сделать снежинка? Только растаять. Что можем сделать мы, взрослые, для этих детей? Думаю, что сесть рядом и смотреть с ними сериал, который так их взволновал. Вместе проживать «плохое», «стыдное» и «ужасное». Вместе смеяться и плакать, любить и ненавидеть. Разделить с ними их чувства и их реальность, которая является и нашей.

И это реальный мир, а не дивный и новый.

Буду рада видеть вас на своих консультациях, приглашаю вас в краткосрочную и долгосрочную терапию.

Сохранить в соц. сети

Обсуждение на сайте
   


Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы комментировать статьи
Обсуждение в соц. сетях
Мнение пользователей социальных сетей Вконтакте и Дзен