ОКР диагностируется по следующим критериям:
- Обсессии — повторяющиеся, навязчивые мысли, образы или импульсы. Пример: мне нужно взять ручку обязательно с хорошей мыслью или случится что-то плохое с моими близкими.
- Компульсии – повторяющиеся действия, ритуалы или ментальные акты, которые временно снижают дистресс, тревогу. Пример: Одеваться в определенной последовательности , иначе произойдет что-то плохое, мыть руки 10-15 раз в день, чтобы не заразится болезнями, бактериями. Если ко мне кто-то нечаянно дотронулся, обязательно дотронуться в ответ, молится, если подумал о чем — то плохом, и т.д.
ОКР имеет единый, простой механизм работы.
Навязчивые мысли (обсессии) повышают уровень тревоги . И для того, чтобы справится с дискомфортом, человек начинает совершать компульсии. Классический замкнутый круг.
Казалось бы, все очень просто, понятно, и даже примитивно, почему же ОКР так тяжело лечится, и огромное количество людей, страдают от него годами?
- Время обращения. Как правило, клиенты с ОКР обращаются за помощью, спустя 7 лет после появления симптомов. Когда ОКР начинает доставлять уже серьезный дискомфорт. Как со стоматологом, одно дело прийти, когда на зубе появилась маленькая точечка , и совсем другое дело, с флюсом, распухшей щекой, к которой невозможно притронуться без боли.
- ОКР не стоит на месте, он развивается, растет и крепнет. Со временем, количество навязчивых мыслей растет, соответственно растет и количество ритуалов, увеличивается время, которое клиент тратит на компульсии. ОКР поэтапно отбирает у нас наши интересы, свободу, влезает во все новые и новые аспекты жизни.
Пример: Клиент, который боится заразиться энцефалитом от клещей, сначала чрезмерно одевается , блокирует все открытые части тела, и это его успокаивает на какое-то время.
Потом к человеку приходит новая мысль, что он все-таки не может на 100% контролировать ситуацию, и он начинает реже выходить из дома, после вовсе перестает выходить.
Далее, в самом доме он сокращает передвижение, и вот уже он сидит в одной комнате, в его жизни больше нет футбола, в который он любил играть, друзей, походов в кафе, отпала работа, так как к ней нужно добираться, а это опасно. ОКР завладел всей его жизнью, и временем.
И это только один пример, сюда же можно добавить, страх заразиться сифилисом, гепатитом, любыми заболеваниями, которые передаются через кровь, паразитов , и т.д , ОКР может инвалидизировать человека, если с ним ничего не делать.
- ОКР умеет менять мысли. Как в реальности ОКР может воздействовать на человека? Запускать с помощью навязчивых мыслей — сильную тревогу, чтобы клиент делал компульсии. Пример: Нужно чистить зубы только «чистыми» мыслями, если я подумаю о чем-то грязном, то придется все начинать сначала (подросток 15 лет).
Пока эта мысль работает и вызывает тревогу, и соответственно компульсии, ничего не меняется. Но после , к примеру, вмешательства психотерапевта, активной работы с когнициями, экспозициями по удержанию тревоги, данная мысль начинает терять свою силу.
Тогда ОКР, может заменять мысль на подобную, или совершенно новую. В отдельных случаях, ОКР, может запускать самую первую мысль, с чего все начиналось, это приводит клиента в отчаяние, ему кажется, что все вернулось на круги своя, к самому началу. Что все зря и ничего не помогает. Подобные приданные значения усиливают тревогу и усугубляют ОКР.
Что важно понимать?
Подобные мысли, ни о чем не говорят, просто ОКР как карточки подсовывает их нам, по очереди или все сразу, и смотрит , какая сработает, какая, вызовет тревогу и компульсии.
Подобные мысли, можно образно назвать голосом ОКР, и для людей , которые борятся с ОКР прямо сейчас, важно понимать эту структуру и не поддаваться на провокации.
- Биологическая составляющая. Хвостатое ядро, как охранник у дверей, не справляется со своими обязанностями и пускает много лишних навязчивых мыслей. Орбитальная кора в свою очередь придает чрезмерное внимание этим мыслям, включается тревога, и понимание : «нужно что-то предпринимать» Сingulate gyrus активизирует зацикленность на обсессивных мыслях и компульсиях.
- Что делать с ОКР? Однозначно нужна терапия. С обсессивно – компульсивным расстройством хорошо работает КПТ.
Работа идет сразу в двух направлениях:
Первое – Когнитивное. (Техники работы с мыслями, противодействие навязчивым образам, мыслям, импульсам)
Второе – Экспозиции, практические психотерапевтические действия, направленные на нейтрализацию компульсий.
Что это значит?
Я писал выше, что ОКР делает большой акцент на тревогу, человек, страдает, ему очень тяжело выдерживать тревогу, и тут же ОКР дает «спасительную таблетку» — компульсии. И многократное повторение.
Тревога поднимается, человек делает компульсию, тревога – спадает. Это как наркотик. И с каждым разом, человеку все сложнее , количество компульсий нарастает. Задача экспозиций, научить клиента бороться с тревогой без компульсий. Поэтапно, как в спортзале.
С каждой новой тренировкой, уровень тревоги будет немного спадать, и клиент пошагово будет избавляться от ОКР.
Одна моя клиентка ближе к концу терапии сказала: «Вы знаете Юрий, навязчивые мысли еще приходят, но я не бегу делать ритуалы (компульсии), я удерживаю эту тревогу, и даже если они будут приходить всю жизнь, это уже не страшно ,я научилась их контролировать».
После этого нашего разговора с ней, ее навязчивые мысли начали, спадать и через 1.5 месяца прекратились вовсе, ОКР прошел. Именно поэтому важно идти сразу в двух направлениях для эффективной работы с ОКР.