В качестве мини-презентации предлагаю выжимку из своей аттестационной работы:
Внутренние ограничители, возникают у женщины из-за неуверенности в своей внешней привлекательности, создают общий дисгармоничный фон настроения и формируют внутренние барьеры.
Неврологические и нейропсихологические исследования обосновали приспособительную реакцию человека — оценку эстетической составляющей объекта. В структуре головного мозга зоны коры больших полушарий задействованы в восприятии красоты для оповещения об угрозе, вынесения оценок, касаемо эмоционального фона и даже социального статуса объекта. Комплексы зарождаются в детском возрасте, в семье, обостряются подростковым кризисом, и, зачастую, сопровождают и вносят коррективы в мотивационную и эмоциональную структуры личности, ведут к самообесцениванию, заставляют соглашаться на заведомо невыгодные жизненные роли и программы. Внешность часто становится важным атрибутом успеха, особенно при выборе карьеры и в профессиональной деятельности.
По сути, придуманные каноны способны повлиять на жизненные проекции и их воплощение в личной, профессиональной сферах, сформировать неестественные саморазрушительные поведенческие паттерны. Прогрессивность взглядов не избавляет общество от первичных первобытных оценок, от восприятия “образа тела” как основополагающего в плоскости социального взаимодействия и, как следствие — от кризиса самоотношения при отсутствии психологической поддержки и при невозможности исправления дефекта, реального или мнимого.
Из-за самоотрицания по реальным или мнимым причинам структура личности защищается от контакта с реальностью “панцирем”. Страх быть отвергнутым из-за “недостатка” лишает жизнь полноты, разрушает Я-концепцию. Внутренний критик выносит безжалостный вердикт — отказ от мечты. Женщины сталкиваются с общественным давлением и ожиданиями относительно их внешности и поведения в значительно большей степени, чем мужчины. Социокультурные стереотипы создают неосуществимые стандарты, которым женщины стараются соответствовать. Это может привести к негативным последствиям для психического здоровья, таким как снижение самооценки, депрессия и чувство неудовлетворëнности собой.
Вопреки относительно новому веянию к принятию индивидуальных особенностей, представительницы прекрасного пола продолжают поддаваться исторической тенденции и гонятся за “ускользающей красотой”, заменяя или подгоняя собственный стиль, образ тела, под тренд, решаются на эстетическую пластическую хирургию, без показаний для здоровья, а лишь для приближения к эталону и, порой, лишаясь чувства меры. И уже не разграничивают уход за собой, поддержание формы, с переиначиванием себя — вылепливанием чужого образа, откликаясь на капризы времени, ради избавления от стеснения из-за своей инаковости. Последствия неудовлетворенности внешностью могут выражаться как в переменчивости настроения, так и, возможно, в снижении самооценки, мотивации и качества жизни, но и способны привести к серьезным патологиям.
Социум неизбежно подгоняет нас под клише, формирует критерии соответствия нормам и порицает отклонения, порой условные, но откликающиеся духу времени. При том, что единого стандарта не существует, а предпочтения меняются с течением времени в рамках одной и той же культуры — идеал Рубенса не сопоставим с “аналогом”, выхаживающим по подиуму современного парижского Дома моды. Безапелляционные требования к внешнему облику пристрастны, их истоки кроются в первобытном чувстве самосохранения.
Испокон веков внешняя ухоженность указывала на принадлежность в высшим сословиям и благополучию, но если в мужчинах ценились ум, сила, состоятельность, то женская успешность мерилась красотой, при том, что мода на типажность претерпевала кардинальные изменения. На протяжении истории человечества, ради благосклонности прекрасной дамы, затевались распри и войны. Увековечивая женское совершенство, творились бессмертные произведения искусства. Житейские мудрости и афоризмы сформировали направление мышления и оценок в обществе: “Красота женщины — это еë оружие. Она может использовать его, чтобы творить добро или зло”, — Оноре де Бальзак, в то время как: “Мужчина, обладающий большими достоинствами и умом не может считаться безобразным”, — Жан Лабрюйер. В преломлении современности, мужчине, зачастую, достаточно опрятности. Запросы к женщинам были и остаются куда более изощрëнными — как со стороны общества, так и “вживлëнные внутрь” посредством интериоризации, обращëнные к самой себе.