Речь в данной статье пойдёт именно о психотерапии, а не о психологическом консультировании.
В настоящее время психология в нашей стране стала как никогда популярной. Интернет наполнен информацией о практически безграничных возможностях психотерапии, кейсах, в которых «было всё ужасно», а стало «всё прекрасно». Создаётся впечатление, что конечным продуктом психотерапии становится осознанная и счастливая личность. Про осознанность соглашусь, а про счастье вопрос очень спорный. Человек становится, скорее, более свободным. Но свобода эта идёт в тесной взаимосвязи с ответственностью. К тому же человек приобретает свободу только в результате приложения усилий (сила воли и саморегуляция), а также смелости совершать поступки и выборы, которые не совершал ранее. Ниже попробую развернуть мысль.
Придя в терапию, клиент узнаёт про себя много нового. Знакомится с собой. Учится распознавать свои чувства, потребности, желания. Узнаёт про свои личностные границы, про то, какой он в отношениях. Может выясниться, что к своим близким (супругу, детям, родителям) испытываются не только чувства любви и благодарности, а есть ещё место для злости и раздражения. С этим знанием теперь придётся жить, а также искать способы обходиться с данными чувствами экологично. То есть, не разрушая себя и не разрушая отношения. Терапия может дать ответы на многие вопросы. Например: почему, достигнув цели, нет удовлетворения? Почему я остаюсь в неудобных для меня отношениях? Зачем я так много работаю? Ответы могут быть не из приятных. Есть ли счастье на этом этапе? Не понятно.
Параллельно процессу узнавания себя идёт очень медленная работа по восстановлению чувствительности. Происходит «разморозка» чувств, которые были заблокированы по причине их не переносимости или от того, что ранее они постоянно отвергались или обесценивались. А это очень больно. Но зато можно почувствовать себя живым. Живым и счастливым? Не факт.
А иногда в терапии выясняется, что человек жил не свою жизнь, много сил и средств вкладывал в образ себя, а не в себя настоящего. Достигал не свои цели. Признать это не просто. Работа по развенчанию иллюзий встречает огромное количество сопротивления. Что не удивительно. Ведь к себе «старому» и «старой жизни» привык, а как жить по-новому — пока не понятно. И здесь, как будто, тоже не про счастье. Для меня про грусть и тревогу. Неопределённость.
Но если человек продвигается в терапии дальше, то рано или поздно настаёт момент действия. Когда совершается усилие и делается выбор. Выбор в пользу прошлого (оставить всё, как есть) или будущего (выбор в пользу нового опыта). Причём выбор прошлого не рассматривается как проигрыш, если это выбор осознанный. Это значит, что человек понимает, что за свой выбор придётся платить определённую цену, и он готов нести за это ответственность. (Например, выбор остаться в зависимых отношениях, чтобы сохранить вторичные выгоды, при этом осознавая возможные риски данных отношений.) Вот эта вот возможность выбирать и есть свобода. По-моему, это и значит жить свою собственную жизнь. Может быть, в этом счастье? Вопрос остаётся открытым.