<<< Все статьи психологов
Шрайнер Мария Автор: Шрайнер Мария
18 января 2026 г.
80

Почему так сложно расстаться? Психоаналитический взгляд на созависимые отношения

расставание
Почему так сложно расстаться? Психоаналитический взгляд на созависимые отношения
Психоаналитическая терапия устроена таким образом, чтобы раскрыть эти бессознательные фантазии и паттерны

Феномен созависимых отношений знаком многим если не по личному опыту, то по наблюдениям. Степень их проявления может варьироваться, но главный отличительный признак — это навязчивая потребность в постоянном контакте с партнером. Эта потребность может выражаться в необходимости физического присутствия или в непрерывном подтверждении связи через звонки, сообщения. Невозможным становится не только расставание, из-за чего человек может продолжать находиться в неудовлетворяющих его отношения, но даже непродолжительная разлука вызывает тревогу. Важно понимать, что созависимость — это не слабость характера, а глубокий бессознательный конфликт.

Признаки созависимых отношений

  1. Сверхценность партнера и собственная жертвенность. Отсутствие партнера вызывает у человека непереносимую тревогу. Это заставляет его постоянно отслеживать состояние, настроение и желания другого, полностью игнорируя собственные. Счастье и благополучие партнера становятся единственным смыслом.
  2. Контроль. Движимый страхом быть покинутым, человек начинает контролировать круг общения, привычки и перемещения партнера. Этот страх часто рационализируется — то есть, логически прикрывается — заботой о его благополучии.
  3. Эмоциональное слияние. Человек тонко сканирует настроение партнера, чтобы мгновенно подстроиться под него. Это позволяет уменьшить психологическую дистанцию и поддерживать иллюзию единства, препятствуя здоровой сепарации.

Травма сепарации и ее последствия

Подлинный ужас для человека в таких отношениях вызывает не конфликт, а дистанция. Даже кратковременное расставание, когда партнер «выходит из контакта» (например, засыпает первым), может вызывать мучительную тревогу и бессонницу.

Для компенсации используются разные способы: переедание, шопоголизм, необходимость включать телевизор или музыку «фоном». Все это — попытки создать иллюзию присутствия другого и заглушить архаичный страх одиночества. Это не «плохая привычка», а бессознательная стратегия выживания, сформированная в раннем детстве как реакцию на травму сепарации.

Психоаналитическое объяснение: почему связь не прерывается?

Объяснить этот феномен помогает теория объектных отношений и концепция интроекции.

Интроекция — это защитный механизм психики, позволяющий «усвоить» образ значимого человека (объекта) и сохранить отношения с ним даже в его физическом отсутствии. Посредством интроекции уменьшается сепарационная тревога, так как при расставании отношения во вне замещаются отношениями с воображаемым объектом внутри себя. Таким образом формируется внутренний объект — психический прототип реального человека. При расставании хоть и физический контакт прерывается, но отношения не прекращаются, они продолжаются с этим внутренним инроецированным объектом.

В норме этот механизм помогает нам переносить разлуку. Ребенок, интроецировав образ заботливой матери, «носит» его внутри себя. Фантазия о ней: ее успокаивающий голос и объятия становятся его внутренней опорой, помогающей справляться с тревогой. Со временем этот внутренний объект превращается в собственную способность человека утешать себя и выдерживать сильные чувства.

Проблема «плохого» внутреннего объекта

Трудности начинаются, когда интроецированный объект является не поддерживающим, а преследующим — пугающим, осуждающим, бросающим.

Почему так происходит? Ребенок из-за своей беспомощности и незрелости психики не может адекватно воспринять родительскую фигуру. Все его непереносимые переживания (голод, холод, страх) он проецирует вовне, приписывая их матери. В его фантазии голод расценивается не как собственное ощущение, а как присутствие «плохой» матери, которая причиняет ему страдания. И уже затем он интроецирует этот, искаженный его же проекциями, образ.

Таким образом, преследующий внутренний объект — это, по сути, собственные непереносимые аффекты и тревоги ребенка, возвращенные ему в образе значимого Другого.

Именно поэтому человек с таким «плохим» внутренним объектом не может опереться на себя. Его сепарационная тревога огромна. Для сохранения связи ему требуется постоянное, буквально физическое подтверждение присутствия партнера (видеть, слышать, ощущать его). Нужно что бы он постоянно давал подтверждение в своей надежности и наличия контакта. Партнер или другие формы зависимости (еда, вещества) вынуждены выполнять внешнюю функцию, которую не способна выполнить неустойчивая внутренняя структура.

Как психоанализ может помочь?

Психоаналитическая терапия устроена таким образом, чтобы раскрыть эти бессознательные фантазии и паттерны. В безопасных условиях терапевтических отношений пациент получает возможность заново, уже взрослой частью личности, переработать травматический опыт и сформировать более доброжелательный и поддерживающий внутренний объект, обретая подлинную психологическую автономию.

Сохранить в соц. сети

Обсуждение на сайте
   


Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы комментировать статьи
Обсуждение в соц. сетях
Мнение пользователей социальных сетей Телеграм, Вконтакте, Дзен
Другие статьи автора
Еще статьи по теме
Новые статьи