Это жадность или клептомания - консультация психолога

У меня мама последние 10-15 лет выносит неоплаченные товары из магазина, рамок во многих магазинах нет,ни разу ещё не остановили. Сначала она брала развесные товары в карман( конфеты, виноград, сухофрукты, пельмени,ягоды по 2-3 шт), а последние пол года уже перешла на товары в упаковках, т.к поняла,что рамки не работают. И ещё в гипермаркете например кто-то оставил ненадолго тележку с продуктами и отошёл,она быстро у него берет любой товар и убегает. Ходит она с моим отцом, они пенсионеры, он все продукты оплачивает , она свою пенсию не тратит уже много лет, т.е отсутствие денег исключено, ещё есть накопления более 500 тыс у обоих. Сумма не большая,но и не маленькая же для пенсионеров? Как вы считаете у нее настоящая клептомания или эгоизм? Что ей все должны? Она всегда считала,что я ей там чего то должна и отец. Дома все прячет как белка, даже туалетную бумагу,т.е себе получше, а мужу самую дешёвую,хотя все оплачивал он. Она не работала с 89 года, всегда любила долго поспать,везде опаздывает, и если искала работу пару раз, то отказывалась ,т.к видимо хотела мало работать и много получать. Один раз мне предлагала отца выгнать,он ей надоел, а мне найти хорошую должность и деньги ей отдавать,я отказалась.Так и осталась она домохозяйкой. Дальше будет ещё хуже?
Ксения Васильева

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Жанна
Здравствуйте, Жанна!
Я не являюсь врачом-психиатром (клептомания - психиатрический диагноз), но психологические словари определяют клептоманию как навязчивое стремление совершать кражи без корыстной цели. Диагностико-статистическое руководство по ментальным заболеваниям, принятое в англо-саксонских странах, определяет следующие критерии постановки диагноза "клептомания":
1. повторяющаяся неспособность преодолеть тягу совершить кражу предмета, не являющегося для крадущего необходимым и не имеющего для него значимой материальной ценности;
2. нарастающее чувство психологического давления перед совершением кражи;
3. чувство удовлетворения и успокоения после совершения кражи;
4. отсутствие у больного чувства неприязни или мести как мотива к краже, а также отсутствие галлюцинаций или бредового расстройства.
Что мы имеем, судя по описанию поведения вашей мамы:
- не стремилась работать;
- считала нормальным жить за чужой счет (ваш или вашего папы);
- считала, что домашние ей должны;
- бережлива;
- себе выбирает лучшие вещи;
- с годами количество украденного стало важно.
Конечно, вам лучше бы проконсультироваться с психиатром, но на мысли о неразумном инфантильном эгоцентризме (этакий "невозможный ребенок", которому нравится шкодить и ощущать безнаказанность) поведение вашей мамы тоже наводит.
Практический психолог, лайф-коуч. Условия консультирования в профиле.