ничего не чувствую - консультация психолога

Добрый день!
Меня зовут Оксана, мне 21 год. Последние 1.5 месяца нахожусь в очень странном и тяжелом состоянии, которое ничем не могу себе объяснить: ситуацией или событием, которое повлекло за собой такое.  Моя жизнь объективно очень счастливая: у меня есть любящая семья; друзья мечты; невероятные отношения, в которых я полноценно ощущаю себя в любви, принятии и поддержке; учеба, на которую я хотела очень давно; профессиональная реализация. В общем сбылись все мечты прошлых лет. Но на удивление, мало что из этого делает меня счастливой.
Основное перманентное чувство, которое ощущается на протяжении всего времени – это то, что я ничего не чувствую. У меня притупились абсолютно все эмоции.
Много переживаний было отдано моим отношениям, ведь я всегда чувствоала очень теплые и светлые чувства по отношению к моему молодому человеку, но когда все притупилось, притупились и чувства к нему. Хотя я понимаю, что сильная любовь никуда не ушла. Ведь думать о нем мне больнее всего и я поняла, что чем больнее мне делает мысль, тем она для меня важнее.
Все восприятие очень сильно искажено и самоощущение себя тоже. Я абстрактно все осознаю, но не ощущаю. Все будто проходит через мутный фильтр.
Я как бы смотрю на жизнь со стороны, я наблюдаю за переживанием, а не переживаю его, я наблюдаю за жизнью, а не живу её. Недавно я придумала описание, которое очень мне откликается. Я ощущаю себя так, будто очень счастливая стою в теплый солнечный день у бассейна и вот-вот собираюсь в него прыгать, а как только прыгаю – оказывается что это все картонные декорации, разрисованные стены падают и оказывается, что и солнца нет это просто лампа и я в пустой белой комнате. Какое-то полнейшее разочарование, обида и грусть. Как маленький ребенок, которому много что пообещали крутого, но в итоге жестоко обманули.
Реакция на хорошее это одна из сильно беспокоющих меня вещей. Если со мной происходит что-то приятное, значит потом это будет вспоминаться как самое траурное событие на свете. Уже несколько раз было, что если я описывала нечто классное, что случилось со мной, то я еле могла дописать/договорить, мне становилось плохо на физическом уровне и в конце я просто плакала, потому что это было невыносимо. Я как будто делилась утратой, а не радостью.
Все хорошее кажется далеким и не моим. Будто не я это проживала, или проживала сильно давно.
Есть ощущение, будто я "прощаюсь" с собой. Как будто жизнь продолжается, но уже "по-другому", и это "по-другому" ощущается как более холодное, отстранённое и тяжелое. Я будто машу ручкой уносящейся вдаль счачстливой себе.
При этом я не пытаюсь активно анализировать почему со мной это происходит. Знаю, что только больше себя закопаю. Я не вдаваюсь в фатальные размышления, просто принимаю все это как данность и проживаю как есть, со всем неприятным, что оно приносит.
Часто меня просто рандомно "выключает". Наступает так называемя грусть, когда хочется плакать, я становлюсь отрешенной, а в груди появляются тяжесть и щемящее чувство, а из желаний только не быть там, где я оказываюсь в такой момент или в целом не быть. Иногда это состояние появляется даже в приятных моментах (например, в близости с партнёром), от чего особено тяжелее понять причины возникновения такого.
Безусловно, это все сказывается на качестве жизни. С вечным беспокоящим фоном приходят потеря концентрации, расфокус, убегающие мысли, потеря какой-либо мотивации, не замечание своих достижений, больших шагов, которыми я бы раньше гордилась, а сейчас еле вспомню.
Моя первая возможная догадка - жесточайший перегруз психики/эмоциональный перегруз. Но что случилось? Обязательно ли должно было что-то случится, чтобы привело к такому? Все это довольно аккуратно началось, с "нежной" грусти и просто регулярных слез, возможности действовать вопреки. Сейчас это доходит до какого-то истерического уровня, когда рыдания за всю масть, когда не просто грустно, а невыносимо, когда любое дело вызывает ужас, а мысль о встрече с кем-то отторжение.
При этом спокойствие у меня вызывает только времяпровождение с любимым. На удивление, только рядом с ним вдолгую получается ощутить спокойствие. Да, иногда и с ним накрывает, но я больше ощущаю себя в безопасности.
Я бы хотела получить рекомендации, что можно делать для себя полезного кроме возможного похода к специалисту, нужно ли к нему идти, как можно себе хотя бы минимально помочь без него и что со мной хотя бы примерно??
Заранее большое спасибо!
Алякина Евгения

Психолог
г. Москва
Психоаналитическая терапия
Ответ для: оксана
Здравствуйте, Оксана.
Я благодарю вас за глубокое и честное описание того, что с вами происходит. Это очень сильный шаг попытаться назвать и описать то, что трудно поддается словам. Во-первых, хочу сказать главное: то, что вы описываете, не является «странностью» или вашей виной. У этого есть причины и механизмы, и главное из этого есть выход. Ваше состояние не бесконечно, даже если сейчас кажется, что оно длится вечность.
То, что вы описываете , ощущение «я ничего не чувствую», наблюдение за жизнью со стороны, «мутный фильтр», «картонные декорации» это очень похоже на эмоциональную анестезию и деперсонализацию/дереализацию (легкие формы, не пугайтесь этих слов). Это защитный механизм психики, который включается, когда обычные эмоции становятся слишком интенсивными или когда нагрузка на психику превышает ее адаптационные возможности.
Вы абсолютно правы в своей догадке про «жесточайший перегруз». Но важно понять: этот перегруз не обязательно должен быть вызван одним травмирующим событием. Чаще всего он накапливается как снежный ком.
Давайте посмотрим на факты:
Вам 21 год. Это возраст, когда психика еще активно созревает, и она очень чувствительна к объему переживаний.
Вы говорите, что «сбылись все мечты прошлых лет». Именно это часто и становится точкой напряжения. Когда долгое время живешь в режиме «достижения», «стремления», «преодоления», а потом цели достигнуты , наступает неожиданная пустота. Психика не успевает перестроиться с режима «бери высоту» на режим «наслаждайся».
Ключевая фраза: «Реакция на хорошее - одна из самых беспокоящих вещей. Если происходит что-то приятное, потом это вспоминается как траурное событие». Это очень важный симптом. Он говорит о том, что у вас нарушена связь между переживанием радости и его эмоциональной «разрешенностью». Возможно, в вашей психике есть установка (не ваша вина, скорее из опыта), что за радостью обязательно следует боль, потеря, наказание. Поэтому мозг научился отключать чувства заранее , чтобы не было потом слишком больно. Но он отключает и хорошее, и плохое одновременно.
Это похоже на то, как если бы вы захотели защитить руку от ожога и надели толстые перчатки , но теперь вы не чувствуете и тепла прикосновения любимого человека.
Нужно ли идти к специалисту? Да, очень рекомендую. То, что вы описываете, длится уже 1.5 месяца и нарастает (от «нежной грусти» до «истерического уровня, когда рыдания за всю масть»). Это уже не просто период адаптации, а состояние, которое требует профессионального сопровождения.
Почему важно пойти именно к психологу/психотерапевту:Специалист поможет выявить истинный источник этой защиты. Возможно, есть подавленные чувства, о которых вы даже не подозреваете. Он даст безопасные техники для «возвращения в тело» и чувства, чтобы вы не захлебнулись эмоциями, когда они начнут просыпаться. Вы получите поддержку, которая вам сейчас критически нужна. Одиночество в таком состоянии очень тяжело. Вы не обязаны искать причину самостоятельно. Это работа специалиста. Ваша задача сейчас позаботиться о себе, как о маленьком ребенке, которому больно.
Что можно делать прямо сейчас, до визита к психологу? (самопомощь): Эти шаги не заменят терапию, но помогут немного «заземлиться» и снизить интенсивность.
1. Вернуться в тело. Ваше состояние «наблюдателя со стороны» говорит о том, что вы «вышли» из тела. Задача - мягко вернуться.
Техника «5-4-3-2-1»: Когда накрывает, скажите себе (вслух или про себя): 5 вещей, которые я вижу; 4 вещи, которые я слышу; 3 тактильных ощущения (например, стул под ногами); 2 запаха; 1 вкус.
Контрастный душ или умывание ледяной водой. Это «встряхивает» нервную систему.
Дыхание по квадрату: вдох 4 сек - задержка 4 - выдох 4 - задержка 4. Это снижает уровень кортизола.
2. Разрешить себе «ничего не чувствовать» без вины. Вы пишете, что принимаете это как данность это очень мудро. Добавьте к этому еще одну мысль: «Сейчас у меня такой период. Это не навсегда. Моя психика отдыхает и перестраивается. Я не обязана быть счастливой каждую минуту, даже если для этого есть все причины».
3. Дневник не эмоций, а ОЩУЩЕНИЙ в теле. Не пытайтесь анализировать «почему мне грустно». Просто записывайте факты: «Утром тяжесть в груди, как камень», «Вечером пустота в животе», «Рядом с ним тепло в руках». Это помогает соединить тело и психику без насилия.
4. Создайте «якорь безопасности». Вы говорите, что спокойствие приносит только время с любимым. Это прекрасно. Попросите его помочь вам: когда вы вместе и вам хорошо (или хотя бы спокойно), выберите какое-то простое действие , например, он кладет руку вам на затылок или берет за руку. Повторите это несколько раз в спокойной обстановке. Потом, когда накрывает волна, вы можете попросить его сделать это же действие , оно будет «якорем», возвращающим ощущение безопасности.
5. Ограничьте «хорошие события» до маленьких доз. Вы заметили, что описывать радость больно. Не заставляйте себя сейчас радоваться «как положено». Если пришло приятное событие , просто констатируйте факт: «Это случилось. Я знаю, что это хорошо для меня. Я могу порадоваться позже, когда буду готова». Снимите с себя обязанность чувствовать восторг.
6. Физическая активность без цели. Не «спорт для здоровья», а просто ходьба, легкая растяжка, покачивания (стоя, как маятник). Движение помогает «переварить» тот эмоциональный материал, который застрял.
Чего точно НЕ нужно делать: Не пытайтесь активно анализировать «почему». Вы правы это закапывает глубже. Вопрос «почему» часто ведет в бесконечный круг самообвинений.
Не вините себя за то, что не чувствуете любовь к парню так, как раньше. Это не любовь ушла это просто чувства временно «спрятались» за защитой. Они вернутся, когда спадет перегруз.
Не сравнивайте себя с «счастливой собой» из прошлого. Вы не стали хуже. Вы стали другой сейчас. И это временно.
Резюме для вас: То, что происходит это не поломка, а защита психики от переизбытка. Ваша психика говорит: «Стоп, я не справляюсь с таким объемом жизни, мне нужно отключить эмоции, чтобы не сгореть». Это похоже на автоматический предохранитель в электричестве. Его цель сохранить вас.
Вы не потеряли себя. Вы просто сейчас «не в себе», а чуть сбоку. И это поправимо.
Самое лучшее, что вы можете сделать это записаться к психологу . И параллельно использовать техники заземления из списка выше.
Пожалуйста, берегите себя. И помните: вы не одна. Даже если сейчас кажется, что вы смотрите на жизнь из пустой белой комнаты - дверь есть, и вы можете ее открыть.
Гурова Ольга
Психолог
г. Калининград
Гештальт-терапия
Ответ для: оксана
Здравствуйте, Оксана. То что вы описали очень похоже на клиническую депрессию. И да, даже имея объективно счастливую жизнь, хорошие, теплые отношения, будучи любимой, можно впасть в депрессию. Потому что наше тело, его биохимия, работают по своим правилам, и, иногда в нем что-то ломается.
Скажите, Оксана, есть ли у вас возможность проконсультироваться с врачом-психиатром? Возможно онлайн, при помощи телемедицины? — Клинически проверенный, эффективный протокол лечения депрессии включает в себя комбинирование фармакологической терапии (которую назначает и коррегирует врач) и психотерапии. Вы можете пройти тест на депрессию Бэка здесь, на сайте по ссылке ниже:
https://psyh.info/tests/test-depressia-beka
Первый шаг к выздоровлению вы уже сделали, написав сюда, попросив о помощи.
Онлайн консультирование месседжерах и на платформе ЯндексТелемост (+48539059770)
Воробьева Надежда
Психолог
г. Санкт-Петербург
Гипнотерапия
Ответ для: оксана
Здравствуйте, Оксана.
Я внимательно прочитала ваш пост, и хочу сказать прямо: то, что вы описываете, очень похоже на состояние деперсонализации и дереализации на фоне глубочайшего эмоционального истощения. Ваша метафора с картонными декорациями - это не «странность», это классическое описание того, как психика перестает чувствовать реальность, потому что чувствовать слишком больно или слишком много.
Вы спрашиваете, обязательно ли должно было что-то случиться, чтобы привести к такому. Не обязательно. Иногда психика перегружается не от трагедии, а от избытка - избытка сбывшихся ожиданий, избытка счастья, которого вы, возможно, боялись лишиться, избытка напряжения «удержать всё это». Еще выскажу предположение, что событие, которое могло повлиять на ваше текущее состояние, произошло гораздо раньше. И все это время ваш мозг, ваш организм, борется где-то в глубине. И вот настал тот момент, когда силы на борьбу кончились.
Вы пишете, что все мечты сбылись, но мало что делает вас счастливой. Это классический симптом того, что ваш эмоциональный «насос» сломался: он не качает ни радость, ни грусть, только тяжесть. Вы не чувствуете пустоту, вы чувствуете отсутствие чувств - это разные вещи.
И то, что вам больнее всего думать о любимом человеке, говорит о том, что любовь никуда не ушла, просто она сейчас единственное, что еще может пробить эту стену, и пробивает она через боль. Это нормальная реакция онемевшей психики: то, что осталось живым, отзывается болью, потому что боль - это хоть какое-то ощущение.
Теперь о главном: вам срочно нужен специалист. Не потому что вы «сумасшедшая» или с вами что-то не так, а потому что это состояние само не рассосется. Вы не можете думать или отдыхом вылечить деперсонализацию - это как пытаться уговорить сломанную ногу не болеть. Психиатр или психотерапевт (не просто психолог) поможет исключить депрессивный эпизод и подобрать поддержку, возможно медикаментозную, которая вернет вам способность чувствовать. Без специалиста вы рискуете застрять в этом «картонном мире» на годы.
Что вы можете сделать для себя прямо сейчас, кроме похода к врачу? Первое - перестать требовать от себя чувств. Не пытайтесь «почувствовать радость» или считать, что вы «должны быть счастлива». Скажите себе: «Моя психика сейчас в аварийном режиме, у нее нет ресурса на эмоции, это не моя вина». Второе - используйте то единственное, что дает вам спокойствие: время с любимым человеком. Попросите его просто быть рядом, не требуя от вас эмоционального отклика. Расскажите ему про «лампу и белую комнату», чтобы он понял, что вы не разлюбили, а застыли. Третье - максимально снизьте нагрузку. Откажитесь от лишних встреч, обязательств. Ваша задача сейчас не достигать, а сохранять себя. И последнее: когда накрывают рыдания - не боритесь с ними. Рыдать «за всю масть» - это единственная работающая эмоция, которая у вас осталась. Это не поломка, это разрядка. Ваша психика не обманула вас, она просто сломалась от перенапряжения быть счастливой по расписанию. Починить её можно, но не в одиночку. Пожалуйста, сделайте этот шаг.
С уважением, Надежда Воробьева. Записаться на консультацию: ВК https://vk.com/psy_vorobeva