Патологи́ческое накопи́тельство - консультация психолога

Добрый день! Меня зовут Роман. Мне 30 лет. Моей маме 60 лет. Всю свою сознательную жизнь я замечал за мамой страную привычку собирать разный хлам: дощечки, фантики, блестяшки, стёклышки и тд... Мама переехала в 2013, я помог ей сделать ремонт в квартире, помню, был только кухонный гарнитур, стол, стулья и кровать...И сейчас, в 2022 я приехал к ней в гости...и в этой квартире обнаружил снова огромные кучи какой-то старой мебели, коробок, газет, упаковок... Спросил, купила ли она это - ответила, что отдали... В интернете увидел статью о "патологическом накопительстве" - по симптомам очень похоже...но хочу обратиться к психологам за помощью, удостовериться, вылечить...
Пылаева Наталья

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Роман!
А мама говорит, зачем и для чего ей вещи? Мама живёт одна? Работает? Кто её окружает?
Цитата: по симптомам очень похоже...
Какие именно симптомы Вы увидели у мамы?
Цитата: вылечить...
Если говорить именно о накопительстве, то здесь нужен психиатр (врач) очно. Только врач сможете сказать, что происходит с мамой на очном приёме. Заочно нельзя сказать, что происходит с клиентом/пациентом. А уже после врач назначит лечение. Психиатра можно вызвать на дом.
Валькова Евгения
Психолог
г. Харьков
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Роман! По всей видимости Ваша мама пережила острый кризис в своей жизни - возможно послевоенный голод. И в 60 лет такое лечить уже нет смысла. Она таким образом чувствует свою защищенности от того стресса - который с ней произошел.
Что мне сделать? Что изменить? Чтобы достичь... Вы читали психологическую информацию, и нет ответа? Продолжение совместной работы: Skype: evgenia.valkova ☎️ (+38) 066 493 31 83 ✓ (viber) 099 080 64 10 ✓ (telegram) @PsychologPortal
Лидия
Психолог
г. Кишинёв
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: Роман
Роман, здравствуйте. Вы, похоже, правы, однако изменить что-либо может только Ваша мама, если захочет.
Роман
Пользователь
Ответ для: Пылаева Наталья
Здравствуйте! Благодарю за ответ! Мама ответила "мне эти вещи не мешают". Живёт с бабушкой, ухаживает за ней, она лежачая. Мама не работает. Про симптомы я подразумевал именно сбор хлама, для мусора она использует целофановый пакет, то есть, уже заранее используя маленькую тару для сбора мусора. Всё пластиковое: одноразовые контейнеры, бутылки, крышки оставляются. Бабушку кормит тоже из одноразового контейнера, потом моет его.
Васильева Элла
Психолог
г. Симферополь
Системная семейная терапия
Ответ для: Роман
Добрый день, Роман, спасибо, что поделились таким не легким переживанием. У вашей мамы, действительно может быть пограничное состояние в котором одним из симптомов может быть накопительство. Если вам позволяют финансы, то вы можете обсудить со своей мамой и попросить ее пройти обследование, где врач-невропатолог, а также психиатр помогут вам выявить не происходит ли с вашей мамой чего-то разрушительного для ее психики. Вы не пойдёте против ее воли, вы просто позаботитесь о своей маме. Это нормально. Если же мама станет отрицать, что ей нужна помощь, то я бы рекомендовала вам посетить психолога, чтобы разобрать этот вопрос и постараться принято тот факт, что ваша мама такая и другой уже не будет. Желаю вам большого терпения и мудрости!
Системно-семейный психолог Васильева Элла Для записи на консультацию пишите на номер +79780405536 WhatsApp
Журина Марина
Психолог
г. Тула
Личностно-центрированная терапия
Здравствуйте, Роман. Если вы правильно поставили диагноз вашей маме, то у нее диспозофобия - навязчивое поведение в собирании ненужных вещей вплоть до того, что помещение, в котором они хранятся, уже невозможно использовать по прямому назначению. Проблема осложняется тем, что пока человек сам не захочет, не признает, что это поведение мешает ему быть счастливым, с ним невозможно работать. Если вы хотите сконцентрировать усилия на маме, то расскажите, как она сама реагирует на данную ситуацию, бывают ли у нее сомнения относительно правильности своего поведения? Навязчивое поведение - это замещающее поведение, желательно разобраться в ее дефицитах: эмоций, отношений или реализации желаний. Дефициты приводят к патологизации поведения. Но повторяю, пока человек не осознает, что что-то не так с его поведением, с ним практически невозможно работать. Как вы решили для себя действовать в данной ситуации? Что для вас данная ситуация?
Марина Владимирова
Психотерапевт
г. Санкт-Петербург
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Роман
Я понимаю ваше беспокойство, что очень тревожно за близкого человека, который проявляет признаки нездоровья. Мы помним, что спасательство - гиблая дорога для тех, кто пытается причинить добро. Обдумайте, что это значит для вас, и насколько вы реально на это можете повлиять
Теперь обсудим, почему люди прибегают к патологическому накоплению.
1. Это сублимация потребности заполнить пустое пространство в своей жизни. Часто этим занимаются люди одинокие, нереализовавшиеся или скучающие. 2. Это помогает им снять напряжение и проявить контроль. Когда человек не может разобраться, чего он на самом деле хочет (например, больше общения, сменить обстановку, поправить здоровье), то выход появляется в наиболее доступном варианте.
Например, одни люди находят снятие напряжения быстрым способом в заедании или курении. Для других - хранение и набор вещей, в том числе со свалок становится таким способом контроля. Как это выглядит: я чувствую нервное напряжение - я нахожу вещи - я уделяю этому время и силы - я чувствую короткое удовлетворение.
3. Если есть проблема именно с избавлением от хлама (например, заменили мебель, а старая осталась в квартире), то тут может быть синдром жизни в прошлом. Например, после потери супруга или отьезда детей из дома, человек не научился строиться свою жизнь по-новому, поэтому стремится сохранить ее символы из прошлого.
Резюмируя, можно сказать что если это не только ваша оценка о захламлении и накопительстве, но и объективная реальность, то это действительно тревожный признак.
Советую уделить этому внимание, определить степень проблемы и нет ли сопутствующих проблем в ментальном здоровье вашей мамы.
Клинический психолог, ЛГБТ-психолог, Марина Владимирова +79226154037 telegram\watsapp