Проблемы с ленью - консультация психолога

Здравствуйте, дорогие психологи. Мне недавно исполнилось 20 лет, меня зовут София.
У меня есть такая проблема: мне совершенно не хочется ничего делать. Я осознаю свою прокрастинацию, но она меня пересиливает. В детстве было похоже, но в последние годы я просто лежу и смотрю в телефон. Хожу на пары и не пропускаю их, но, приходя домой, не могу встать с кровати. Сидеть на скучных парах, на которых я ничего не понимаю, мне не нравится. У меня нет друзей среди одногруппников, наши отношения нейтральные. Может, я выбрала направление, которое мне не подходит? Откладываю задания на последний момент, не могу приступить к делам, которые меня раздражают и не нравятся, а также требуют много сил. Очень надеюсь, что из-за этого меня не отчислят.
Я гуляю с друзьями и веселюсь, часто езжу к родственникам, поэтому не думаю, что у меня депрессия. Однако есть проблемы со здоровьем (не психические), которые могут усиливать мою постоянную усталость, но это не точно.
Возможно, моё состояние ухудшилось из-за проблем в семье.
Весной 2024 года во второй раз ушёл из семьи мой отец. Он уже покидал нас на месяц, когда мне было 16-17 лет. Ушёл, ничего не сказав, целый день не выходил на связь, а потом написал, что мама — тиран, и он устал от её давления. Когда он вернулся, мама простила его, потому что любила и прожили вместе много лет. Я в то время много плакала и не хотела, чтобы он возвращался, но ничего не могла решить. Постепенно простила его, но наши отношения изменились. Оказалось, он продолжал встречаться со своей новой любовью даже после возвращения. Весной прошлого года снова ушёл, сказав, что устал от жизни с нами.
Иногда он приходит в квартиру, где живём с мамой и бабушкой. Он живёт с той женщиной, но маме сказал, что любит и её, и мою маму. Я вообще не понимаю, что происходит. Мама не может развестись с ним, потому что сложно делить машину, и эта ситуация тянется уже год.
На моего брата тоже серьёзно повлияла эта ситуация: он расстался с девушкой и ещё больше отдалился от семьи. Читает книги по мотивации и почти не ест. Он взрослый, старше меня на 12 лет.
Теперь мама, когда мы выходим на прогулку, постоянно жалуется мне на ситуацию. Я не самая поддерживающая личность, и, слушая одно и то же снова и снова, даже самый милый человек в мире устанет это переживать. Я понимаю, что так она переживает. На каждой песне на русском языке о любви она делает психологический портрет "героя песни": нарцисс, манипулятор и так далее. Давит советами насчёт отношений (они довольно адекватные, но уже начинают раздражать). Я шучу, что уеду в лес и буду жить в 5 км от людей. У меня не было отношений и, видно, не будет. Я осознала, что должна была уделять больше внимания вам с братом, чем отношениям с отцом. Причём я сама не могу найти сил обсудить с мамой свои чувства.
Иногда у меня возникает чувство: "Я такой несчастный и грустный", и мне нравится это состояние. Просто не хочу ничего делать, и погружаюсь в болото тревог, гнию в постели. Я пыталась заниматься в университете с психологом, но, видимо, мы не сошлись характерами. Ярко запомнилась фраза после ухода отца: "У твоей подруги вообще не было отца". Видимо, это задело меня, раз я помню даже спустя год. Есть второй психолог, но боюсь идти к нему и снова откладываю.
Можно ли как-то побороть такое состояние? Стоит ли вернуться к занятиям с психологом, или я просто ною и не всё так плохо? Часто ли такие ситуации бывают в семьях? Как меньше лениться? Как делать дела, которые не нравятся?
Просто захотелось выговориться и получить какие-то профессиональные советы по поводу моей жизни. Спасибо огромное, что прочитали этот поток сознания.
Котлин Марина

Психолог
г. Краснодар
Гештальт-терапия
Ответ для: София
Прокрастинация может быть следствием не только лени, но и эмоционального выгорания, усталости или стресса. Ситуация с вашим отцом и его уходами, а также постоянные жалобы вашей мамы могут создавать дополнительное эмоциональное напряжение. Важно помнить, что вы не обязаны быть "опорой" для всех членов семьи, особенно если это негативно сказывается на вашем состоянии. Возможно, стоит установить границы в общении с мамой, чтобы защитить свое эмоциональное состояние. Попробуйте наладить отношения с одногруппниками. Даже если они сейчас нейтральные, общение может помочь вам чувствовать себя более вовлеченной в учебный процесс и снизить чувство одиночества. Важно позволить себе чувствовать то, что вы чувствуете. Если вам грустно или вы чувствуете себя несчастной, это нормально. Признание своих эмоций — первый шаг к их преодолению.
Консультации онлайн WhatsApp (+79186314008)
Роменская Жанна
Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Ответ для: София
Здравствуйте, София! Присоединюсь к коллеге и ее мнению, но у меня есть что добавить, возможно, и в моем ответе вы найдете для себя рациональное зерно. Итак, не совсем согласна с вашей интерпретацией нынешнего состояния. Прокрастинация означает промедление и откладывание, а, судя по вашему обращению, учебу вы сознательно игнорируете, вам скучно, вы не понимаете учебных материалов. На мой взгляд, это не совсем прокрастинация. Это логичное (если вам не нравится или не изучили материал и теперь вам некомфортно) уклонение от учебного процесса. Прокрастинация же возникает из-за страхов неудачи, боязни не преуспеть, низкой самооценки, из-за трудных и непонятных задач, но при этом не пропадает естественное желание, если бы каким-то чудом нашелся выход из ситуации, - обязательно сделать это и оказаться на высоте. И да, может быть усилило это состояние - еще и неверно выбранная специальность. Хотя, я бы еще раз подумала над этим, если вы выбирали сами, то приоритетные факторы вы оценивали. Если вас направили или заставили, очевидно, что учиться нет желания.
Уклонение от учебных обязанностей, на мой взгляд, это скорее избирательная апатия - то есть сознательное отдаление от тех факторов, которые у вас вызывают напряжение и сосредоточение на чем-то более принятом (например, вы гуляете с друзьями и веселитесь). Почему? В общем и целом, безусловно, на вас повлияли семейные неурядицы. Согласна, трудно оставаться в стороне от подобных ситуаций. Однако, перечитав ваше письмо, я обратила внимание на несколько нюансов:
- первое, вы дисциплинированный человек, несмотря ни на что, вы ходите на пары без пропусков, а это прямое свидетельство вашей силы воли. И это очень хорошо. Зафиксируйте это знание, я к нему вернусь.
- второе, ваш возраст предполагает сепарацию и отделение собственного Я от прежней жизни. Сейчас все в ваших руках. Вы не можете знать, что думают другие, как они поступят в тот или иной момент, что для них лучше, только они в ответе за то, что с ними происходит, а что совершенно точно можете - сосредоточиться на своей жизни. Подумать, чего хотите именно вы, куда хотите прийти, кем стать и какой? Что именно для вас важно здесь и сейчас, что будет важно в будущем? Кто вы? Какая вы? Увлечения? Мечты? Планы?
За всеми вашими перечислениями что с кем произошло, я так мало увидела слов в вас! В этой чужой суете вы потерялись и прониклись совершенно не вашими проблемами. Это необходимо исправить. А когда еще вам радоваться, влюбляться, строить планы, менять специальность или все-таки совершенствоваться в этой, дружить, веселиться, получать новые знания, фантазировать, увлекаться, передумывать... в общем, дышать полной грудью, когда? В 70?
- Что делать? Повернуться к себе лицом, сказать всем, что вы их готовы выслушать и по мере сил помочь, но на этом ваша компетенция заканчивается, все вокруг взрослые люди и ответственность лежит на них, в конце концов, все поступают так, как считают нужным для себя. Все-таки пойти к психологу, отлично работает когнитивно-поведенческая терапия, НЛП возвращает уверенность в себе и собственную значимость, аналитическая психология возвращает жажду, азарт и трепет, которую должны, по идее, испытывать молодые люди. Еще - не бойтесь говорить о своих чувствах открыто, не надевайте удобную людям маску, вы все равно не знаете, эту ли маску хотят видеть. Говорите открыто, уважительно, но честно, усилием воли. Вы поймете. как это приятно - быть собой.
Я желаю вам найти свой путь, не расплескаться по дороге к своему счастью. Вы умница, просто помните об этом. Берегите себя.
Нужна помощь? Жмите КОНТАКТЫ в профиле (там телефон WhatsApp) и пишите напрямую. 💌👉 БЕСПЛАТНО отвечу на один вопрос здесь, кнопка ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ на странице. С уважением, Жанна Роменская.
София
Пользователь
Ответ для: Котлин Марина
Благодарю за ответ
Анточ Лидия
Психолог
г. Кишинёв
Эмоционально-образная терапия
Цитата: Можно ли как-то побороть такое состояние? Стоит ли вернуться к занятиям с психологом, или я просто ною и не всё так плохо? Часто ли такие ситуации бывают в семьях? Как меньше лениться? Как делать дела, которые не нравятся?
Здравствуйте, София. Вы очень правильно поступаете, обращаясь за помощью. Эта ситуация отражается на всей вашей жизни и её правда стоит менять к лучшему. Очевидно есть много всего куда утекают Ваши силы и энергия. И когда не хочется делать то или иное - это лишь сигнал от Ваших организма и души, что нужно обратить больше внимания на эти ситуаии. Они подсвечивают многое.
Цитата: Теперь мама, когда мы выходим на прогулку, постоянно жалуется мне на ситуацию. Я не самая поддерживающая личность, и, слушая одно и то же снова и снова, даже самый милый человек в мире устанет это переживать. Я понимаю, что так она переживает. На каждой песне на русском языке о любви она делает психологический портрет "героя песни": нарцисс, манипулятор и так далее. Давит советами насчёт отношений (они довольно адекватные, но уже начинают раздражать). Я шучу, что уеду в лес и буду жить в 5 км от людей. У меня не было отношений и, видно, не будет. Я осознала, что должна была уделять больше внимания вам с братом, чем отношениям с отцом. Причём я сама не могу найти сил обсудить с мамой свои чувства.
Ощущение, что мама не способна справиться в этой ситуации и пытается Вас втянуть в роль личного психоллога. А на самом деле ей нужна профессиональная помощь. Вы всего лишь дочь своих родителей, Вы не можете и не должны нести ответственность за их жизнь. Вам действительно сложно и нужна помощь специалиста. Очень сочувствую Вам. Обращайтесь буду рада помочь.