Ребенок просит сделать больно - консультация психолога

Добрый день. Дочь, 3 г 8 мес постоянно натягивает колготки очень высоко, просит завязывать шапку туго-претуго, просит придвинуть к столу стул, чтобы больно было.  Варежки сильно натягивает. В остальном нет таких острых моментов.
Зубкова Галина

Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Екатерина
Екатерина, здравствуйте. На что это может быть похоже? Подумать можно отвлеченно как, например, вы стремитесь ее контролировать или удерживать тк вас что-то страшит, или может быть как-то необычно протекали ваши роды (раньше времени), беременность..., нет ли гиперопеки со стороны вашей мамы.
Шапцова Виктория
Психолог
г. Санкт-Петербург
Телесно-ориентированная терапия
Ответ для: Екатерина
Добрый день, Екатерина! А что для Вас значат натянутые колготки, варежки, и т.д.? Как думаете какие ваши мысли, возможно действия, могли побудить ребенка проявляться так , чтобы хотеть сделать себе больно? Раз вы это видите это, замечаете, ответ кроется в Вас, что вы чувствуете в моменты, когда дочь просит затянуть шапку посильнее ? Можете описать эти чувства? Возможно какие-то воспоминания будут всплывать с вашего детства.
Роменская Жанна
Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Екатерина
Здравствуйте, Екатерина! Я вижу, что ваши переживания не безосновательны. Фокусирование ребенка дошкольника на таких ситуациях - это не норма. Если вы замечали и другие симптомы: футболку тянет до колен, очень категорична в еде, истерики проявляются во многих случаях, боится темноты, эмоционально неустойчива, сторонится сверстников, проявляет детскую агрессию, появились навязчивые движения (моргание, покашливание, движение-подергивание носом и др.), проблема с засыпанием и скрип зубами, непроизвольное подтекание мочи - все это может свидетельствовать о неврозе. Причин много: тяжелая беременность и роды, церебральная недостаточность, эмоциональная изоляция в семье, завышенные требования и др. Рекомендую сходить к опытному детскому неврологу. Это хорошо лечится. Потом к психологу для адаптации.
Если вас беспокоит только то, что вы описали, то повод для беспокойства тоже есть - но он корректируется в домашних условиях. Предположу два варианта: 1) личностное формирование ребенка - это довольно сложный с физиологической точки зрения процесс, поэтому нужно быть максимально терпимым и аккуратным. В период 3-4 года происходит вторая основательная сепарация от матери, ребенок "нащупывает" собственное влияние на отношения в семье, свои границы, самоощущения "что можно, что нельзя", "что плохо, что хорошо", за что хвалят, что наказуемо, и прочее. Речь становится осознанной и яркой, распознаются чужие и свои эмоции, соответственно, за ними возникают неудобные ощущения, страхи, первое чувство неловкости. Начинайте прислушиваться к чувствам и желаниям ребенка, объясняйте все не упрощая, пусть он чувствует, что в мире не все так просто, говорите и о своих чувствах, обнимайте почаще, давайте чуть больше свободы выбора (если это приемлемо), просите об элементарной помощи, хвалите даже за неудачно проделанную работу, главное, чтобы ребенок почувствовал себя нужным.
2) это гиперопека - так бывает из-за страха за ребенка и большой любви к нему. И происходит следующее - запреты и ограничения не снижаются, а "теснота и неуютность" эмоциональная при этом трансформируется в тесноту телесную. Это тоже невротическое проявление, поэтому можно обратиться для начала к психологу - он вам расскажет, какие способы поведения с ребёнком выбрать, чтобы чуть снизить эмоциональную составляющую.
Удачи, будьте счастливы.
Нужна помощь? КОНТАКТЫ в профиле (WhatsApp), приём онлайн и очно. 💌👉 БЕСПЛАТНО отвечу на один вопрос, жмите ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ на моей странице. С уважением, аналитический психолог Жанна Роменская.
Анточ Лидия
Психолог
г. Кишинёв
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: Екатерина
Здравствуйте, Екатерина. Первое, что нужно понять не копирует ли просто поведение других Ваша дочь. Попробуйте проясните, где и когда, при каких обстоятельствах она могла что-то такое видеть. Другой причиной может быть исследование собственных ощущений и тела. в таком случае есть ещё вопрос как она реагирует на боль в других ситуациях? Практикует ли кто-то в Вашей семье физические наказания?
Елена Ляус
Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Екатерина
Здравствуйте, Екатерина. Спрашивали её: "зачем?". Как Вы, обычно, на это реагируете? Как к ней относятся остальные члены семьи? Может, ей не больно, а, таким образом, она хочет ощутить границы своего тела. Тогда, возможно, она чувствует нарушение границ своего тела в семье, или в дет. саду, если посещает. Лучше, обратиться с ней к детскому психоаналитику.
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93