Эгоизм? - консультация психолога

Скажите, эгоизм -- это нормально? К чему это я? Да вот на карантине вдруг задумалась. Меня считают добрым и отзывчивым человеком. А я вдруг поймала себя на мысли, что в случае какой-то беды с близкими (инсульт отца, дочь сломала ногу) моя первая мысль не: "Бедный папа (бедная дочка)!", а: "Боже, это полностью ломает МОЮ жизнь! Ведь теперь ЭТО ВСЁ свалится на мои плечи!!!" И всё моё последующее терпение, уход за близкими и т.д. -- желание загладить стыд за эту первую мысль. Может не такая уж я хорошая? Или люди все такие?
Басова Надежда

Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Юлия
Здравствуйте, Юлия!
Эгоизм- это поведение, целиком определяемое стремлением человека к собственной пользе, выгоде.
Потребность в безопасности - это одна из базовых потребностей человека, она стоит на втором месте после физиологических (голод, жажда,..). Если безопасности что-то угрожает, то человеку сложно переключить внимание на вышестоящие потребности и удовлетворять их. Когда в семье все здоровы, есть стабильность, то потребность в безопасности удовлетворена. Если стабильность в семье, здоровье близких под угрозой, то человек чувствует потерю безопасности, его удовлетворение потребности в безопасности встаёт под удар. В этом отношении все люди одинаковые, это не характеризует их как "плохих", если они чувствуют угрозу своей безопасности и начинаю беспокоится со словами "что же со мной будет?" Даже, если они подавляют это беспокойство, то оно всё равно есть.
Думаю, что Вам не стоит винить себя за такие мысли, в случае, если хоть и в мыслях, Ваша потребность в безопасности попала под удар. Тело и психика человека устроены так, что человеку необходимо удовлетворять свои потребности, тем более базовые, без удовлетворения которых, не возможно удовлетворение вышестоящих потребностей.
Когда Вы осознанно стремитесь в своих социальных действиях (каждый день) только к своей выгоде, то это уже эгоизм.
Кажется, что Вам важно понимать хорошая Вы или плохая. И насколько Вы хорошая, лучше или хуже кого-то. Возможно, с этим пониманием у Вас тоже связано чувство безопасности. Если Вы плохая, то безопасность может быть утрачена. А если Вы хорошая, то безопасность с Вами. Если это так, (это только моё предположение), то вспомните своё детство, почему и как сформировалась такая установка. Может быть родители поощряли словом "хорошая" или близкими понятиями и отвергали, если Ваше поведение соответствовало "плохой". Или "такая плохая как эта..." И насколько нужно было быть "хорошей", что значит быть "достаточно хорошей, такой хорошей", чтобы не потерять их расположение и любовь?
С уважением Басова Надежда Анатольевна +79372254956, Viber, WhatsApp
Шендерова Елена
Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Юлия! Эти мысли наводят на самом деле не на эгоизм, а на чувство Вашей беспомощности и бессилия. Т.е. если что-то с кем-то случится, то Вы знаете (и они знают), что Вы - взрослый человек и ожидают от Вас (а Вы от себя), чтобы должны помочь, ухаживать, поддержать. НО - чувствуете ли Вы себя достаточно "Взрослой" для того, чтобы стать для них опорой?
НЕТ! Поэтому и приходят эти мысли. Эти мысли оголяют проблему внутри Вас- Вы не чувствуете уверенности в самой себе, не чувствуете в себе силы, а скорее, как ребёнок, который сталкивается с проблемой и рядом никого нет, чтобы её решить и он взваливает её на себя - это ноша не по силам ему. Проблема в том, что внутри Вы чувствуете себя беспомощной, что Вам некому помочь, что Вы одна. Это вовсе не эгоизм, это призыв о помощи - но уже самой себе!
И обратите внимание - именно ребёнок мыслит оценочными прилагательными - плохая или хорошая. Т.е. самооценка зависима от окружающих, Вы так и не нашли своё место, себя, поэтому и опираетесь на то, что могут о Вас думать другие и Вам важно заслужить их принятие и признание, чтобы любить себя. А это уже говорит о зависимости от мнения других людей.
Юлия, если решитесь разобраться в себе, то можете смело обращаться ко мне - работать можно в разных форматах, в том числе и дистанционно - 89118618416 - буду рада Вам помочь!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Юлия
Пользователь
Ответ для: Басова Надежда
Большое спасибо. Вы меня утешили, правда!
Юлия
Пользователь
Ответ для: Шендерова Елена
Спасибо Вам. Заставили задуматься...
Басова Надежда
Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Юлия
Спасибо, Юлия, за Ваш вопрос и за обратную связь! Обращайтесь, буду рада ответить!