Неуверенность в себе - консультация психолога

Добрый вечер, уважаемые психологи!
Мне 24 года. На протяжении своей сознательной жизни (лет с 11-12) я живу с проблемой неуверенности в себе. В период своей подростковой и юношеской жизни я замечала за собой некоторые комплексы и страхи, но не могла понять их причины. Сейчас, подходя к 25 годам, мне кажется, я поняла, откуда "растут ноги". Мне хотелось бы понять, как я могу это проработать.
Страх публичных выступлений. Мне было тяжело выступать перед людьми. Когда я выходила отвечать к доске, защищать какую-то работу, я ощущала скованность, напряженность. Когда на меня смотрело много людей, мне было неуютно, хотелось спрятаться.
Скованность в общении с другими людьми. Вообще я не была такой общительной, как мои одноклассники и однокурсники. Все вокруг держались группами, у всех были свои компании, все куда-то ходили вместе. Я держалась в основном одна.
Постоянная тревожность. Перед каждым своим экзаменом, ответственным выступлением я испытывала сильную тревожность. Даже не смотря на то, что я понимала, что знаю предмет хорошо, я не могла выступить спокойно. Это не была обычная тревожность, с которой сталкивается каждый ученик или студент перед экзаменом. Перед каждым экзаменом просто включалась неконтролируемая тревога. Я прожила с ней всю свою студенческую жизнь. Я никогда не шла отвечать первой (значит, это неуверенность в себе?), несмотря на то, что за спиной у меня уже были успешно сданные экзамены на 4 и 5.
Занижение своих способностей. Я замечала за собой неоднократно, что другие люди оценивают меня выше, чем я саму себя. Могу привести такой пример. Совсем недавно проходила новое обучение по использованию дистанционных технологий в преподавании, выполнила работу, сдала ее куратору на проверку. При встрече с куратором я сказала, что мне кажется, что еще многого не хватает. Т.е. на мой взгляд работа выполнена не достаточно хорошо. Она же оценила ее выше, чем я, сказала, что создается впечатление, что я уже нахожусь на более продвинутом уровне, а не на начальном (как я себя оценила), не будучи знакомой ранее с данной онлайн-программой. Также среди ее слов прозвучало следующее: "ЮЛЯ, ВЫ СКРОМНИЧАЕТЕ ... .НЕ СТОИТ ЗАНИЖАТЬ СВОИ СПОСОБНОСТИ." Я хотела начать работать на себя (я преподаватель английского по профессии), поэтому прошла этот курс еще в феврале этого года, но я не продвинулась в этом деле до сих пор из-за ощущения, что я делаю что-то неправильно, не так, как надо.
Вообще я училась в очень престижном ВУЗе, закончила его с красным дипломом. В школе тоже была отличницей. Экзамены сдавала на высокие баллы. Но меня не покидало чувство, что я не дотягиваю до других, мои однокурсники лучше меня. Даже не смотря на высокую оценку моих работ/задач, которые я выполняла, со стороны преподавателей я чувствовала, что не дотягиваю до такой высокой оценки.
После окончания обучения в Вузе я не стала пробовать устраиваться в перспективные места, а пошла работать в простую школу учителем английского, где проработала уже 3 года. Я чувствую в себе страх, что я недостаточно квалифицированный специалист, чтобы работать в более престижных местах.
Я много раз слышала о том, что все страхи, установки родом из детства. Я решила проанализировать свое детство, постараться вспомнить травмирующие события. И вот что я вспомнила:
Поступление в начальную школу. Помню, чтобы поступить в 1 класс, нужно было сдать экзамен. В приемной комиссии сидела учительница, которая нелицеприятно выразилась о моих способностях. Я не помню слово в слово, что именно она сказала, но если вкратце, то "Она у вас не справится". Это мне рассказала моя мама потом. Также она мне рассказала о том, что мой отец как-то выразился, что я не поступлю туда. Т.е. родной мне человек в этот сложный для меня, 6-летнего ребенка, момент не поверил в меня, не поддержал.(возможно, отсюда пошла неуверенность в себе) Хотя в результате же я сдала экзамен и поступила в эту хорошую школу. Помню, как тяжело мне дался 5 класс. Это был переход из начальной школы на следующую ступень. У меня начались проблемы с некоторыми предметами, в частности, с историей. Я очень хорошо помню, как учитель вызывает меня к доске рассказывать параграф, я стою-отвечаю и не могу ответить на какие-то ее вопросы. Класс смеется надо мной, у меня слезы, учитель ставит мне неудовлетворительную оценку. Я получила тогда 3 или 2. (может, отсюда боязнь выступать, проявлять свою личность) Вспомнился еще один случай. Как-то в детстве я хотела помочь маме убраться, помыть полы. Ей не понравилось, как я держу тряпку. Она забрала у меня тряпку, сказала, что сделает все сама, я не умею. Этот случай мелочь. Но может быть он запустил тот процесс в моем сознании, когда мне кажется, что я что-то делаю не так, как надо.                                                                                                      Сейчас я смотрю на себя и своих бывших одноклассников и вижу, что некоторые из них очень круто продвинулись в жизни уже к 25 годам. Я же так и не смогла полностью проявить себя, жила все это время в комплексах и страхах. Это было очень важное время, когда было так нужно показать себя миру. Я утонула в своих страхах. В результате я имею нелюбимую работу. Я не осталась в большом городе, где училась, где много возможностей, а приехала домой, в провинцию. С другой стороны, я понимаю, что человек я разумный, и самой себе причинять зло я не могла. Все идет из детства, были люди, обстоятельства, которые поспособствовали развитию моей неуверенности в себе. Как мне с этим бороться и сколько потребуется времени, чтобы преодолеть эти комплексы? Спасибо.
Зубкова Галина

Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Юлия
Юлия, здравствуйте. Вы верно замечаете, что неуверенность формируется в раннем возрасте и в 6 лет посторонний человек заметил в вашем поведении какие-то штрихи неуверенности и робости, и в 6 лет вы почувствовали себя оставленной, без одобрения или поддержки со стороны родителей. Конечно, вы бесконечно любите и будете любить своих родителей, но сейчас речь идет о другом чувстве, о тревоге. Скорее всего родители сами в чем-то достаточно не уверенны и дать то, чего в них не доставало им было не возможно. Очень приятно, что вы все осознаете и готовы с этим работать. Рада сотрудничеству с вами.
Кулаков Игорь
Студент-психолог
г. Симферополь
Психоаналитическая терапия
Юлия, добрый вечер.
Уверенность в себе и самоценность действительно имеет корни как в нашей взрослой социальной жизни, так и в глубоком детстве. Прежде всего мы впитываем то, как другие люди (для начала мать) реагируют на нас, и лишь позже, к 1.5 годам, мы начинаем смотреть на свои собственные способности, что у нас получается, а что нет. При этом опять же получается/не получается часто вещи субъективные и мы тут тоже опираемся на оценку других людей. Наше окружение очень важно для нашего самовосприятия.
Чтобы чувствовать себя увереннее вам стоит
а) окружить себя людьми, которые видят вас настоящую и реагируют на вас адекватно (не игнорируют, но и не льстят)
б) стараться быть таким человеком для себя, быть внимательной к себе. К своим эмоциям, желаниям, потребностям, к выбору занятий, подходящих и по интересу и по квалификации.
в) стараться быть таким человеком для ваших близких. Навыки адекватной оценки себя и других развиваются только вместе.
Это изменения затрагивающие самые корни вашей личности, которая сформировалась за 24 года, быстро такие изменения не наступят. Это длинный путь, и результаты можно будет почувствовать лишь спустя пару лет (хотя улучшения в качестве жизни могут возникнуть и раньше). Работа с психологом хотя и не факт что сократит продолжительность пути, поможет работать значительно глубже и сделать результаты существеннее. Психоаналитический метод тут очень подходит, если захотите я составлю вам компанию на этом пути или посоветую более опытных (и дорогих) коллег.
В любом случае, удачи вам, судя по всему, вы умный человек, вы уже сделали шаг навстречу себе, начав внимательно рассматривать себя (свою самооценку), я уверен постепенно у вас всё получится.
Успехов в понимании себя и работе над своей жизнью. Буду благодарен за отзывы на странице моего профиля
Ластовенко Алексей
Психолог
г. Донецк
Телесно-ориентированная терапия
Ответ для: Юлия
Здравствуйте, Юлия!
Для начала дам вам обратную связь по вашему обращению. Скажу свои ощущения - очень приятно было читать ваш текст, чувствуется высокий уровень осознанности. Вы много проанализировали, очень грамотно все описали. У меня возникло чувство глубокого уважения. Действительно описанные вами события из детства вполне могли сформировать ощущение, что вы какая-то не такая (насмешки в 5-м классе, отец не поддержал, обесценивание вас школьной учительницей при поступлении в 1-й класс, оценка мамы). Все это запечатлелось в вашей детской психике.
По вашему вопросу, что с этим делать: сразу обращу внимание, если ошибаюсь, меня поправьте. У вас красиво все и логично описано, но совсем отсутствуют чувства в вашем сообщении. Предполагаю, что у вас в те моменты было очень много боли, которую не получилось полноценно прожить, возможно не с кем было даже ей поделиться. А эти чувства могли застрять не только на эмоциональном уровне, но и на физическом то же. И я бы начал с проживания (в психоанализе называется вентилирования) и отпускания тех мало приятных переживаний.
А дальше можно работать (обычно даже эта работа идет параллельно) уже с наполнением вас новым опытом. На сегодня есть много инструментов, и техники эмоционально-образной терапии, и специальные физические упражнения, много всего, причем такие техники вполне эффективно работают онлайн. Что вам именно подойдет, можно уже смотреть при личной консультации.
Сколько займет времени - трудно сказать, у каждого человека свой темп исцеления, но судя по вашему уровню осознанности и стремлению, думаю вы будете двигаться с вполне приличной скоростью.
Хочется вас поддержать теплом и вниманием. Понимаю ваше состояние и сопереживаю вам.
Провожу консультации онлайн. С теплом, поддержкой и уважением!
Юлия
Пользователь
Благодарю Вас за обратную связь, сопереживание и поддержку.
Романова Вера
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Юлия
Юлия, добрый вечер! Вы так все отлично описали, да , действительно, все упирается в детство, когда значимыми людьми нарушались наши базовые потребности: потребность в безопасности - дает нам такую неприятную эмоцию , как страх (страх отвержения, страх провала, страх неодобрения). Нарушенная потребность в значимости - боль, обида. Почему выделила их - они четко проявляются в ваших описанных ситуациях. В эти моменты в вас формировались глубинные убеждение о себе, о мире, о людях и правила (как я должна поступать, чтобы… меня не отвергли, чтобы надо мной не смеялись и тд..) которые вам, как ребенку раньше в детстве помогали , а сейчас мешают. Все наши убеждения , сформированные в детстве, влияют на наши мысли, действия, что в свою очередь, воздействует на то, как человек это воспринимает. По времени, сориентировать точно пока сложно, все зависит от того, какой запрос и от того, каких целей вы хотите достичь в результате терапии. Но в среднем, обычно уходит плюс-минут 10 сессий. От всей души желаю вам удачи, в вас есть мотивация на работу, а это значит, что у вас все получится!
Ваш психолог, Telegram: @verahitromanova. Telegram канал: https://t.me/uvershagvpered. WhatsApp: + 7 905 764-00-32
Кравченко Евгения
Психолог
г. Керчь
Гештальт-терапия
Ответ для: Юлия
Юлия, здравствуйте! Все верно, есть проблемы с верой в себя, самооценка тоже заниженная и из-за этого: обесценивание себя, своих возможностей, требуете многое от себя, критикуете и самозванца подпитываете иногда. Но во всем этом есть позитивное зерно, признание своей проблемы уже шаг к решению. Вы молодец! (Кстати, как вы отреагировали на это слово)?
Самое основное, из ваших воспоминаний необходимо найти ключевое и перезаписать, "подлечить". Для этого необходим специалист, одна встреча.
Если из самостоятельного:
▪️Установите контакт со своим внутренним наставником - смотрите на себя в зеркало и говорите себе все, что необходимо услышать. К примеру: Я в тебя верю! Ты самая лучшая! Ты молодец! Ты справишься! Ты умная! Ты достойна! Ты имеешь право! и тд. Говорите столько дней подряд пока не поверите.
▪️Загляните ко мне в разлел курсы, марафон поможет вам начать работать над проблемой.
И знайте, вы имеете право быть счастливой и для этого не нужно быть идеальной!
Для более детального разбора вашей ситуации свяжитесь со мной в телеграм: @Evgenepsy
Барковская Татьяна
Психолог
г. Брест
Гештальт-терапия
Юлия, добрый день! Вы абсолютно правы в том, что ваши сложности с самоценностью идут из детства. Дело в том, что для маленьких детей (которые только начинают улыбаться, ползать, сидеть, ходить) очень важно быть отзеркаленными. Эту функцию должны выполнять родители. Говорить о том, какая вы у них умница, как прекрасно вы сидите или ползёте, как замечательно говорите свои первые слова и так далее. Я фантазирую, что у ваших родителей были одновременно и завышенные ожидания от вас, но также и отсутствие веры в ваши способности. И теперь вместо ваших родителей и других взрослых, уже внутри вас живёт голос, для которого вы всегда недостаточны в чём-либо. Исследовать и менять эти механизмы можно в терапии. К сожалению, я не могу обещать вам полного переосмысления за пару месяцев, но какие-то изменения вы можете увидеть уже в этот период. Однако, хочу заметить, что терапия - это не волшебная таблетка. Это большая работа со стороны клиента, смелость делать шаги, чтобы формировать новые нейронные связи. Буду рада видеть вас у себя на консультациях) Если есть вопросы, обязательно задавайте.
Соловьева Алина
Психолог
г. Смоленск
Арт-терапия
Ответ для: Юлия
Здравствуйте, Юлия. То, что вы признали свою проблемную ситуацию, уже большой шаг к изменениям в лучшую сторону.
Вы правы, что самооценка и уверенность в себе закладывается в родительской семье. Также у вас есть достаточное количество негативных установок из детства, которые вы зафиксировали от значимых взрослых (мамы, папы, учителя и т.д.). У вас сформировалось мнение, что с вами "что-то не так", и, исходя из этого, вы совершаете те действия, которые не пошатнут эту установку, а только подкрепят.
Конечно, с этим можно и нужно работать. Я уверена, что вы имеете все силы и возможности на то, чтобы измениться. Для этого стоит поработать над негативными установками (переписать их на позитивные) и нестабильной самооценкой (стабилизировать ее, изменить фундамент отрицательной оценки себя), выявить ваши страхи (выявить их и найти способы, как вы можете с ними справится), найти вас и ваши потребности, цели, желания.
Сколько на это потребуется времени зависит от вас, ваших возможностей и действий, ваших целей, какой результат вы хотите получить. С подходящим психологом будет побыстрее (думаю, что сподвижки в изменениях начнут появляться через 3 - 6 месяцев регулярной работы), но в терапии не исключается ваша самостоятельная работа. Главный вопрос - что хотите получить? Какой стать?
Записывайтесь на консультацию для более подробной работы с Вашим запросом через мессенджеры WhatsApp/Telegram (+79517079048).