Здравствуйте! С детства была стеснительной и не общительной, прочитала много психологической литературы, стала проявлять больше инициативы в общении, но со стеснительностью бороться не получается. Всё это мешает мне реализоваться и жить полной жизнью, завести отношения.
Кроме того, я - тревожный человек и появились проблемы со здоровьем, чувствую взаимосвязь. Понимаю примерные причины своих проблем, но не знаю с чего начать действовать и к какому специалисту обратиться(направление психолога). Заранее благодарю за ответ.
Ответ для: Анастасия
Добрый день, Анастасия!
Многое говорит о том, что ведущая черта вашего характера - так называемая психастеничность, осторожность. Стеснительность и тревожность тоже свойственны этой черте характера.
Какая модальность терапии вам может подойти? Выбор за вами, но можете попробовать когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), в ней наработан отличный опыт преодоления тревожности (если стеснительность у вас тоже является внешним проявлением внутренней тревожности). Для начала можете прочитать книгу Роберта Лихи (один из признанных классиков КПТ) "Свобода от тревоги". Если написанное вам откликнется, можете обратиться к психологу или психотерапевту КПТ-направления.
Практический психолог, лайф-коуч. Условия консультирования в профиле.
Ответ для: Анастасия
Здравствуйте, Анастасия. Стеснительность- не самое плохое качество. Да, вероятно, Вам сложно самой знакомиться, но на предложения других людей Вы ведь откликаетесь? С тревогой можно поработать, найти её исток, выработать способы совладания с ней. Если у Вас есть интерес к себе и к происходящему с Вами, к себе в отношениях с другими, можете пойти на экзистенциальный анализ, или терапию.
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93
Ответ для: Анастасия
Анастасия, здравствуйте. Если предположить, что стеснительность скрывает какое-то другое чувство, то какое чувство настоящее оно может скрывать? Стыдно предъявлять себя людям, страшно? Или какое-то друге чувство? Могу предложить поработать в этом русле для начала, скорей всего, именно тут кроется ответ на Ваш вопрос. Про тревожность - могу предположить, что кто-то из родителей свою тревогу "передал по наследству" и работать тут так же предлагаю с темой родителей и переданными убеждениями на эту тему.
С уважением, ваш личный психолог по отношениям, Кожемяко Оксана Запись на первую консультацию : 89276081457 (Telegram, Whats app, Viber) Telegram: https://t.me/OksanaKozhemyako
Ответ для: Анастасия
Добрый день, Анастасия!
Описанная Вами проблема стестительности как правило результат вредныъ родительских установок. Вредные установки не просто не дают развиваться и строить отношения, они приводят к психосоматике — болезням, возникающим в теле по причине болезни души.
Как навязываются установки? Если ребенок впитывает слова, убеждения, взгляды, установки без их осознания. А ребенок так и воспринимает родительские установки, поэтому они и «клеятся» на него очень легко.
В Вашем случае может действовать несколько из 12 вредных установок. Например:
1) Не думай! Это авторитарный метод воспитания, когда родители требуют подчинения и безоговорочного послушания ребенка, пресекая его попытки высказать мнение, чувства, мысли или обесценивание их. «Мал еще родителей учить!», «Хватит умничать!», «Делай, что я сказала!» и многое другое приводит к тому, что ребенок усваивает установку о ненужности мыслительного процесса.
Результат: неуверенность в себе, незнание себя, непонимание своих желаний.
2) Не будь успешным! Родители, которые страдают сами от неуверенности в себе и которых обесценивали в детстве, передают своим детям эту неуверенность. Звучать это может так: « Ничего не можешь нормально сделать!», «Какая же ты неумеха!», «Дай я сделаю, ты все равно не сможешь». В итоге прививается синдром выученной беспомощности, о котором я рассказывала здесь и человек начинает страшиться успеха в любой форме.
Результат: психосоматика, неуверенность в себе, неумение довести дело до конца, синдром выученной беспомощности.
3) Не будь лидером! Неуверенные в себе родители передают это своим детям, сознательно или несознательно не давая и им быть лидерами. Звучит это примерно так: «Надо быть как все», «Это нескромно!», «Ты такой же как все, не выпендривайся», «Тоже мне начальник нашелся!». В итоге ребенок понимает, что лучше и безопаснее быть «середнячком» и не сердить родителей, поэтому свои таланты он не знает, они остаются в нераскрыты.
Результат: неумение строить карьеру, зависимость от партнера, всегда «вторые роли» в жизни, отсутствие четко выраженных интересов.
4) Не действуй! Родители не дают ребенку быть самостоятельным и пресекают любую его инициативу. Это сказывается на его развитии как личности, на мотивации, на активности, на его социальной жизни. Это звучит так: «Будешь делать как я тебе покажу», «Папа сам это сделает», «Ты все равно не знаешь как делать, оставь это». В итоге ребенок считает, что все что он делает — недостаточно хорошо и другие сделают лучше него, можно и не пытаться.
Результат: безинициативность, бесхарактерность, нерешительность.
Наши родители растили нас исходя из своего детсткого опыта, но это не повод нам и сегодня нести за собой их вредные установки. Стоит отделить свои желания от них и начать жить радостно и полноценно. Для начала надо поработать с психологом и точно определить установки.
Также важно восстановить любовь к самой себе, потому что сейчас она у Вас очень низкая. И без любви к себе не получится стать личностью самоценной и сильной. Любовь к себе (и к другому человеку) состоит из 3-х составляющих: уважение, забота, страсть (как вдохновение). Итак прежде чем строить отношения с другими, человек должен полюбить себя (не стоит путать с эгоизмом, т.к. это противоположность любви к себе!), то есть испытывать к себе Уважение (понимать что он — личность и не обесценивать никакие свои чувства, мысли, желания, способности и достижения, даже самые маленькие), Заботу (сюда входит понимание того, что Вы готовы и не готовы терпеть, что Вам нравится, а что не нравится, как построить комфортные вам личные границы, как отдыхать, как поощрять себя и т. д. - все это касается душевного, психологического и физического состояний) и Страсть (как вдохновение). В русском языке значение этого слова очень ограничено к сожалению, часто несет негативный оттенок. Эта часть любви отвечает воодушевление, вдохновение (к своему делу, профессии, внешности, когда они Вас радуют и воодушевляют). Все это безусловно в здоровом ключе. Это закладывается с детства, и так же с детства разрушается неконструктивным воспитанием и детскими психологическими травмами.
Если не иметь этого навыка гармоничного сосуществования с собой, здоровой любви к себе, то построить гармоничные отношения тоже не получится. Ни личные, ни дружеские. Просто потому что у человека нет понимания себя, и он не знает по каким критериям оценивать и понимать, что его партнер, друг или близкий человек действительно испытывает к нему уважение, заботу, страсть, то есть как понимать, что он любит его. И как самому понять, любит ли он в ответ.
Проанализируйте любовь к себе по всем трем параметрам. Шкала 1-10. Важно сделать это честно, чтобы картина была ясной. И далее мы точно должны установить, с чем именно надо поработать. Это делается на диагностической консультации с помощью проективных техник онлайн, которая также поможет выработать практические шаги для улучшения ситуации. Не унывайте! Все в Ваших руках. У Вас одна жизнь и Вы можете и должны ради себя самой прожить ее полноценно и радостно!
Запись по Whatsapp +79037178465 Telegram, VK: leila_psycoach Лейла Али Практический психолог
В этой теме 4 ответа, 5 участников, последнее обновление Лейла Али 1 год, 1 месяц назад.