Как правило, женщина, желающая забеременеть, фанатично идет к своей цели. Она почти не замечает течения жизни, интересные события меркнут перед ожиданием беременности. Все мысли крутятся вокруг одной темы, все время и все силы направлены на достижение желаемого. Поэтому, первая особенность – тоннельное мышление, направленное исключительно на тему зачатия и беременности: женщина изучает тематические форумы, читает соответствующую литературу, ищет различные способы, которые могли бы ей помочь в ее проблеме. Данная особенность является временной, потому что в определенный момент наступает пресыщение от огромного количества однотипной информации и появляется желание отдохнуть от этого всего.
Настроение и состояние становится цикличным как в прямом, так и в переносном смысле: знакомая многим надежда в начале цикла, волнительное ожидание в середине, гнетущее разочарование в конце. Такое положение приводит к высокому уровню нервного напряжения, а также высокому уровню тревоги и нервному истощению. К тому же, у большинства бесплодных женщин имеется нетерпимость к фактору времени как в глобальном смысле, из-за существующих физиологических ограничений, так и в пределах цикла. Эти два фактора усиливают отчаяние и решимость во время лечения.
Учитывая то количество обследований и анализов, которые делает женщина, также характерен узко медицинский взгляд на проблему: сильная загруженность медицинской терминологией, самостоятельное назначение либо отмена препаратов, общение на специализированных форумах, зацикленность на телесном аспекте. В связи с этим, чаще всего акцент делается на внешних факторах (врач, клиника, препарат, процедура), внутренние факторы (эмоции, установки, настрой) изучаются поверхностно.
Эта особенность имеет негативные последствия в перспективе: когда стаж бесплодия начинает измеряться годами, на первый план начинает выходить именно заброшенное эмоциональное состояние. К этому моменту уже можно не говорить о перепадах настроения, временной грусти или плохом настроении, потому что все эти цветочки в прошлом. А в настоящем чаще всего будут хронические фоновые ягодки в виде депрессии, эмоционального выгорания, физического истощения, потери смыслов и жизненных ориентиров.
Знания о том, как и когда происходит зачатие, видоизменяют интимную сферу пары, лишая спонтанности и не учитывая желания как таковые. Особенно это заметно, когда пара находится в процессе лечения, и расписание половых актов составляется врачами. Поэтому часто бывает, что чувственная сторона полового акта утрачивается практически полностью и остается только механическая сторона процесса, что обычно негативно отражается на качестве не только этой сферы отношений, но и на качестве отношений в целом.
Особое внимание уделяется окружению: среди подруг и родственниц с детьми ощущается дискомфорт, состояние негативно окрашенной исключительности, тотальное одиночество. Близкие и друзья женщины могут намеренно или ненамеренно ухудшать ее состояние советами и вопросами. Отношение к беременным меняется в зависимости от продолжительности диагноза (и, возможно, степени принятия): от ненависти и зависти, до нежного и трепетного отношения. На молодых мамах и младенцах акцент делается реже, так как в основном есть цель именно забеременеть, а не стать мамой.
Еще одна особенность связана с той стадией лечения, на которой находится женщина: лечение для наступления естественной беременности (исследования, нормализация гормонального фона при помощи препаратов или изменения образа жизни, операции для лечения гинекологических заболеваний) – как правило, это первая стадия, и ЭКО – как правило, вторая. И в том, и в другом случае появляется денежный фактор, ведь анализы и процедуры делаются регулярно, иногда несколько раз за месяц и точно не единожды (например, для контроля уровня принимаемых препаратов, уровня гормонов).
Степень решимости и желания забеременеть упирается в финансовую стену – огромное количество денег тратится, а результата все нет, и никто не даст каких-либо гарантий. В состоянии отчаяния берутся кредиты, продается имущество – ставки растут, а результат по-прежнему либо будет, либо нет. Это обстоятельство часто является причиной ссор в паре, взаимных обвинений, усилении чувства вины.
Чувство вины – особая тема при работе с бесплодными женщинами, поэтому будучи перинатальным психологом уделю ей отдельное внимание. Чувство вины может чем-то обосновываться, например, сделанными ранее абортами, нездоровыми привычками, образом жизни. В такой ситуации женщина фокусируется на этом и сжирает себя за решения, которые совершила в прошлом (одной фразой здесь не помочь, необходимо изучать все обстоятельства и работать комплексно). Но чаще всего чувство вины ни на чем не основано, оно просто есть – перед собой и своим телом, мужем, семьей, родом, обществом. Самое желанное право на материнство не реализуется, хотя есть и желание, и действие.
Каждая история бесплодия уникальна и неповторима. Конечно, есть общие особенности и даже типичные портреты бесплодных женщин, но каждая женщина проходит свой собственный путь, в котором нет никаких гарантий, но есть сильное желание, подгоняемое отчаянием. Каждой из них не хватает заботы, искренности и готовности встретиться с собой полностью – не только той, которая готова бороться и идти до конца, но и той, которая бессильна изменить что-либо. Иногда ответы на все вопросы находятся именно там, и нужно совсем немного смелости, чтобы взглянуть на себя.
© Цитирование / копирование данной статьи (либо ее части) допускается с обязательным указанием автора и источника цитирования.