<<< Все статьи психологов
Богачев Сергей Автор: Богачев Сергей
5 марта 2024 г.
1530

Наше принятие успения ближнего

Наше принятие успения ближнего
Умирание ближнего и переживание утраты открывает для всего существа моего непостижимость, трансцендентность, которая не может быть воспринята, решена горизонтально

Умирание ближнего и переживание утраты открывает для всего существа моего непостижимость, трансцендентность, которая не может быть воспринята, решена горизонтально (технически, логически) умом человеческим, ибо если мы сами каждодневно не поминаем свой смертный час, то это напоминание приносят нам страдания в экстремальной ситуации, где мы всем существом своим познаем, чувствуем, волим (поступками своими) близость небытия на веки вечные (страх, недоумение) или той границы(смерти), за которой мир иной, постигаемый верой надеждой и любовью к Создателю всего сущего. Ломаемся мы или закаляемся.

Каков мой запрос в этой ситуации сознательный или подсознательный и к кому? Наверное адаптироваться, преодолеть страх смерти, к тому, кто «Сам претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2; 14-18;). Процесс доадаптивный весьма сложен: чувство вины, что был малодушен, несправедлив к ближнему своему, и это уже не исправить, не вернуть, не попросить прощения. Самобичевание, и тут же поиск в памяти моментов самооправдательных (сделал все что смог в тех тяжелых условиях), злоба на других людей, которые обличали меня в том, в чем сам я себя винил. Гнев на-социальные институты, что не сделали, не дали то, что тебе, казалось, положено им делать, когда ты в такой ситуации: декларация, реклама понятий помощи ,поддержки, услуг, в реальности равнодушие, власть денег, рождающая высокомерие, если обильно достаются, или лицемерие, чтобы их «выкружить», или тупое насилие, чтобы их отнять, бюрократия… Злоба, ненависть, отчаяние, и тут же искренняя помощь других людей, от которой благодарность в душе, вера надежда любовь, не дающая мраку всецело завладеть ею. Бегство от внутренних страданий в суету внешних действий и тем не менее накатывают волны предыдущих негативных помыслов, чувств и поступков.

От себя не убежишь. И не знаешь по слабохарактерности ли твоей или же от внутренней работы личности твоей внутренний негатив не возрастает, деструктивные помыслы, чувствования ,решения, поступки (алкоголизм, наркомания, патологическая игромания, злоба ненависть, месть воплощаемая на всех, на виновных врагов, а если их нет, то ты по произволу своему их назначаешь. Если страсти твои улеглись и, Слава Богу, не привели к еще большим страстям и ужасам, есть ли в этом твоя заслуга?

Со временем все улеглось. Адаптация? Принятие? Но в такой адаптации есть что-то  временное, эгоистическое, неустойчивое: когда постигнут новые испытания, не восстанут ли греховные страсти во мне с ещё большей силой? «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого.» (Лк. 11; 24-26;).

Когда смерть постучится уже ко мне, буду ли я рассуждать логически категориями этого 70-90 летнего мира

Я решил свои психические проблемы (уже не опасен, не деструктивен для общества, для себя). А как же мой усопший ближний? («нас покинул», «она была» – как будто мы здесь живем вечно. Что это такое? Остался в памяти? Даже сухая палка, воткнутая в землю при заботливом поливе снова оживает и становится деревом (факт!), или же дальше живет столом, стулом, потом углем, золой, землей, то человек с его бессмертной душой не больше ли дерева? Отсюда следует, что есть другая адаптация – это просветление, осознание того, что страдания не просто ломают, но дают человеку возможность перейти на новый уровень: к созерцательному мышлению, молитве, чувствам покаяния, прощения, умиротворения, к подвигу любви и благодатно переживает любые страдания возвысившись тот, кто помнил о смерти и решал этот вопрос до смерти своей или ближнего своего.

Мама моя долго болела (не могла двигаться) болезнь может быть неприятием или подготовкой к неизвестному, неотвратимому, вечному, а от того страшному. Но Бог не дает испытаний выше наших сил, это закаляет, обнадеживает. Если отвергается вера, то неизвестно до каких пределов ужаса дойдет покинутая душа. Иногда я ломаемый трудностями жизни малодушничал, кричал, резко дергал маму, она говорила: «сынок! Я прошу Бога, чтобы он забрал меня, но он не забирает». И плакала. Как это перевернуло душу мою покаянным чувством. Ближний на смертном одре учит меня мужеству. Велики, истинны слова Спасителя: «… Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5; 39;). Не отвечай злом на зло, но побеждай зло добром. От автора: чувствовать вину – это чувство скрытное и тягостное, этим путем пошел Иуда Искариот, и сказать, «я виноват, прости» – это покаяние, делающее человека просветленным, этим путем пошел Апостол Петр. И видя подвиг любви ближнего своего, ты не смеешь муссировать свою злобу, осуждения тем, кто по-твоему должен был поступить так, как ты считаешь правильным, иначе ты не признаешь их свободу на ошибки, заблуждения, пороки. Ибо Господь не наказывает и тебя сразу за твои пороки, ошибки, заблуждения, давая тебе время самому, через страдание, прийти к истине. Каким здесь может быть планирование консультативной деятельности? Найти человека примерно одинаковой ментальности для того чтобы потратить немного времени на установление доверительных отношений и общего языка, духовника, который с иного ракурса осветит проблему недоумения, с которым рассмотришь отличие слабости от смирения, силу от насилия, храбрость от одержимости, покаянное чувство от чувства вины  и др. Как эти понятия проявляются в поступках, и ты осознаешь верны ли были твои решения, или ты был в заблуждении, жизнеспособны ли твои ценности или это лишь красивая декорация, когда все вокруг хорошо и рушащаяся от любого бедствия. Такие люди есть, но найти таких единомышленников не просто. Ищите и найдете, просите и дано будет вам. Если в земной церкви ты не найдешь таких людей, то найдешь их в церкви небесной, где близкие тебе люди уже совершили подвиг любви, общаются с тобой, просвещают тебя, умудряют и укрепляют тебя, сам Господь рядом с тобой. Наши благочестивые предки создали благодатную систему деятельности, которую осуществляет верующий человек, переживающий утрату ближнего своего. Здесь:

  • Не надо каждый раз «изобретать велосипед»
  • Не надо выполнять действий бездушно, бесчувственно, подражательно, только лишь внешне, законнически, ритуально.
  • Вот он ресурс, вернее основа жизни.: возлюби Господа Бога всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всей крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя (Лк. 10: 27;)

Какова эта деятельность:

❖ чтение Священного Писания;

❖ посещение богослужений и святых мест (участие в поминальной молитве);

❖ молитвы об усопших на кладбище и дома, особенно в дни поминовения;

❖ дела милосердия: безвозмездная помощь страждущему ближнему;

❖ милостыня;

❖ благодарение Господу за недоумения, скорби: ибо это возможность открытия поддержания и укрепления созерцательного мышления, благодатного углубления чувств, закалка доброй воли (очень трудная практика);

❖ подготовка к исповеди, исповедь (личная), причастие;

❖ трудотерапия: удовлетворительный творческий труд с получением результата на благо себе и ближнему;

Позитивные плоды этой деятельности приобретаются созерцательным мышлением, созерцательным состоянием всей личности человека, а это есть его вера, надежда и любовь к Всемогущему, Милостивому Творцу жизни вечной. Наиболее ярко это проявляется в молитве:

«Боже! Именем Твоим спаси меня, и силой Твоей суди меня. Боже! Услышь молитву мою, внемли словам уст моих, ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; Они не имеют Бога пред собою. Вот, Бог помощник мой; Господь подкрепляет душу мою. Он воздаст за зло врагам моим; Истиной Твоей истреби их. Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо, ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое». (Пс.53;).

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

И вот главная конечная, истинная адаптация, принятие жизни: на смертном одре смиренно сказать: «в руце твои предаю дух мой, Господи»; «помяни мя,Господи, во Царствии Твоем»; «Слава Богу за все!»; Независимо в каких обстоятельствах это будет происходить: на одре в окружении скорбящих ближних или в толпе лютых врагов, кромсающих твою плоть.

Сохранить в соц. сети

Обсуждение на сайте
   


Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы комментировать статьи
Обсуждение в соц. сетях
Мнение пользователей социальных сетей Вконтакте и Дзен