<<< Все статьи психологов
Крайцеров Борис Владимирович Автор: Крайцеров Борис Владимирович
14 апреля 2021 г.
1390

Почему у дельфинов не возникает состояние экзистенциального кризиса?

Почему у дельфинов не возникает состояние экзистенциального кризиса?
Дельфины являются одними из самых уникальных по своему совершенству морских млекопитающих. Эти дружелюбные создания отличаются веселым нравом и высоким интеллектом.

Дельфины являются одними из самых уникальных по своему совершенству морских млекопитающих. Эти дружелюбные создания отличаются веселым нравом и высоким интеллектом. Внутри стаи дельфины образуют очень тесные связи. Ученые замечали, что дельфины ухаживают за больными, ранеными и пожилыми сородичами. Опытная самка-дельфин помогает во время родов, а другие дельфины выстраиваются стеной для защиты роженицы.

У них очень строгая иерархия. Дельфины постоянно очень сексуальны. Они, люди и еще один род маленьких обезьян- единственные из млекопитающих, которые вступают в половую связь не только ради продолжения рода, а для удовольствия и приятного времяпровождения. Они дышат не жабрами, а легкими. У тоже два полушария мозга. Когда одно полушарие охвачено сонным торможением, другое бодрствует.

Очевидцы утверждают, что много миллионов лет тому назад дельфины, подобно другим млекопитающим, пройдя фазу земноводности, некоторое время жили на суше. Нынешние плавники были у них конечностями.

И сосуществовали с первобытными людьми. Генетики находят их мозг близким к человеческому. Итак, дельфины вышли из моря, пожили некоторое время на суше, разочаровались и вернулись обратно в море. Они настойчиво предлагали сделать то же самое первобытным людям, но те не согласились

дельфины

У дельфинов, как и у других развитых животных, включая и человека, в глубинных структурах мозга также заложены структуры «ада» и «рая». Они способны испытывать как положительные, так и отрицательные чувства.

Злые языки утверждают, что семейных пар они не создают. Отсутствие тещи или свекрови не создает излишних стрессовых противоречий. Резвятся они в сексуальной пляске небольшой группой в 4-6 особей. Чужие самцы могут отбить самку из стаи и совершать с ней длительный групповой половой акт.

Изнасилованием это не считается. Самка не жалуется. Кровной мести у них нет. И еще утверждают, что самцы поедают только что родившихся детенышей, чтобы возродить у самки склонность к совокуплению. Другими словами, освобождают ее от материнских забот. Самку это не травмирует. Это у них в обычае.

Верить этому или не верить? Возможно, это происходит не всегда. Иначе род дельфинов бы прекратился. Жизнь дельфинов нелегкая. Живут они около 30 лет, если люди не сокращают срок их жизни. Но одно достоверно можно сказать уверенно,- смысла жизни они не теряют. Т.е. никогда ни у одного дельфина не возникал экзистенциальный кризис. В целом они свободны душой и телом. Нет постоянного давления внешних стресс- факторов.

Тем более нет условий для разрушительного действия внутренних стресс-факторов. Напомню, что внутренние стресс-факторы возникают тогда, когда наступают нарушения в тех структурах, которые поддерживают постоянство внутренней среды организма. Питаются они очень полноценно. Пища их идеальна. Не курят. Алкоголь или наркотики не употребляют. Карьерным ростом не озабочены. Секс без ограничений. Гормоны в избытке.

Одним словом, горя от ума у них нет. Над смыслом жизни не задумываются. Не то, что у людей.

Более подробно, что происходит у Homo sapiens sapiens ( Человека дважды разумного), вы узнаете из трудов Виктора Франкла.

Вопросы, мысли, выводы, возникающие в процессе изучения мировоззрения и врачебного опыта В. Франкла

Кто такой Виктор Франкл? Венский логотерапевт /не смешивать с понятием логопед!/

Логотерапевт по существу тот же психотерапевт. Логос — означает смысл. Специалисты этого рода преуспели в изучении проблемы нооневрозов. Причиной нооневрозов считается утрата людьми смысла собственной жизни. Утрата смысла жизни вообще.

Виктор Франкл был узником нацистского концлагеря.

У него была возможность не только познать реальное бытие, но и проверить и осуществить идею поиска и стойкого удержания смысла жизни,- вселенского и своего личного. Он воодушевлял и других узников на стойкое ожидание возможности осуществить былые планы и намерения прошлой жизни. И многие выживали. Пессимисты же утрачивали смысл и волю к жизни и умирали.
Изучение мировоззрения и врачебного опыта мудрого человека значительно расширяет наш кругозор. Тем более, что В.Франкл является проповедником самых высоких идей гуманизма и альтруизма. Его взгляд постоянно устремлен в высокие, духовные уровни (измерения) человеческой психики, в глубинные тайны души. Он даже полагает, что существуют такие заоблачные сферы, куда человек ни мозгом, ни чувствами проникнуть не может. Таков барьер.

Ну, так, как собакам, не доступно понимание человеческого бытия. Религиозный человек воскликнет: «Да это же божественная сфера!» Одного крупного иудейского богослова спросили: «Как это Бог допустил Холокост (Всесожжение людей по национальному признаку) в нацистской Германии ?» Он ответил: «Нам это не дано знать. Мы должны продолжать жить по-прежнему и молиться, как будто этого не было!».

Виктор Франкл

Меня, атеиста, т.е. безбожника, не устраивает ни предположение В.Франкла о недоступных человеческому разуму заоблачных сфер, ни мнение богослова о непознаваемости промысла божьего. Восхищение вызывают возможности человеческого мозга и разума проникнуть в такие глубины космоса, что даже не снилось предыдущим поколениям. Но одно несомненно: человек очень любознателен. Не имея точных сведений, мы сочиняем и довольствуемся мифами и сказками.

И еще одно отмечу. Об этом не знали ни древние, ни В. Франкл. Об этом не знают или не хотят знать богословы. В мозге, в частности, в теменных отделах, заложены структуры, так сказать, ответственные за ощущения присутствия Высших сил. Игры разума и прозрения возникают в состоянии измененного сознания. Часто оно проявляется у людей, склонных к судорожным приступам. Этим страдал и пророк Магомед (Муххамед), основатель религии ислама. Измененное состояние возникло в пустыне по дороге в Дамаск у физически истощенного Савла. Это он, первоначальный противник Иисуса Христа, услышал голос: «За что ты меня гонишь?» И Савл превратился в Павла, стойкого борца и мученика за идеи христианства. Как мы видим, всё низшее, приземленное, биологическое, — и всё высшее, идеальное, божественное, включая и совесть — всё это изначально заложено в самих структурах мозга и тела.

И всё дело, повторяю, в пропорциях и степенях выраженности тех или иных свойств индивида. И индивид этот живет не в вакууме, а в определенную эпоху развития общества. А в этом обществе царствует соответствующая идеология. Всё не просто в этом лучшем из миров.

Мы можем принять те или иные стороны философского и психологического подхода В.Франкла о сущности внутреннего мира человека и мотивов его поведения, но можно встать в позицию оппонента. В любом случае он становится нашим постоянным мысленным собеседником.

Следует подчеркнуть, что в философском мировоззрении В.Франкла понятие «смысл» имеет больший объем, нежели просто «смысл собственной жизни индивида». Для этого мыслителя «смысл» — это явление космическое, вселенское. В какой-то степени человеческое бытие основано на принципе логоса, на закономерностях какого-то смысла. Человеческое бытие всегда стремится за пределы самого себя, всегда устремляется к смыслу.

Если встать на эту точку зрения, то более развёрнуто эту закономерность можно выразить следующим образом: человеческое сознание всегда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, который надо осуществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с любовью.

Одним, словом, стремление к смыслу представляет собой мотив sui generis, который не сводим к другим потребностям и не выводим из них.

Мы с вами, оставаясь на позициях диалектического материализма, можем прийти к более понятному взгляду: в конечном итоге жизнь индивида направляется как на бессознательном, так и сознательном уровнях заложенными в нем самом телесно-эмоциональными, когнитивными (познавательными) и высшими, духовными структурами.

Ну, а чем люди отличаются друг от друга? Думаю, что пропорциями этих составляющих. С годами всё же происходит какое-то поступательное движение от низшего к высшему. К сожалению, не у всех. Отсюда вытекает свобода выбора, а не фаталистическая предопределенность со стороны влечений, инстинктов, требований социума и т.д. И еще утверждается, что не последнюю роль в стремлении к поиску смысла играет совесть.

В первую очередь возникает вопрос: в самом ли деле стремление к смыслу является таким уж универсальным стимулом поступательного движения индивида, залогом его непрерывного самосовершенствования, завершающимся достижением мудрости. Если это так, то, может быть, эта закономерность распространяется только на людей с развитым эмоциональным и интеллектуально-духовным уровнем, а также с выраженным чувством совести?

Ведь согласно представлениям В.Франкла, в поиске смысла собственной жизни активно участвуют не только телесно-эмоциональные, но и те бессознательно-сознательные духовные структуры, именуемые совестью. Именно внутренние конфликты, приводящие к душевной дисгармонии, а также интеллектуально — духовная неудовлетворенность приводят к экзистенциальному кризису и вакууму. И еще в поиске смысла всегда должен быть такой компонент: желание взять на себя ответственность.

Отсюда вытекает свобода выбора, а не фаталистическая предопределенность со стороны влечений, инстинктов, требований социума и т.д. И в этом аспекте не последнюю роль играет совесть. Спорят также о том, что такое совесть. Я слышал такое определение совести: «Это врожденное свойство человека, подсказывающее ему, что такое хорошо, и что такое плохо».

Итак, жизнь индивида направляется как на бессознательном, так и сознательном уровнях заложенными в нем самом телесно-эмоциональными, когнитивными (познавательными) и высшими, духовными структурами. И происхождение феномена совести становится нам понятным, если связать ее, совесть, со способностью человека к сочувствию, к эмпатии. Это способность испытывать чужую боль как свою.

В ходе размышления о виде Homo sapiens возникает много вопросов. В частности, спрашивается, какими же поступательными стимулами в жизни руководствуются интеллектуально не обделенные индивиды – палачи, типа врача Менгеля или Эйхмана. Это тоже свобода выбора или отсутствие совести? И в какой степени развиты высшие, духовные структуры у тех людей, которых по типу эмоционального реагирования относят к шизоидам.

Как мы знаем, их эмоциональный диапазон реагирования протекает между повышенной раздражимостью (сентиментальностью) и бесчувственностью, доходящей до степени эмоциональной тупости. В дневнике одного такого сентиментального человека («сверхчеловека»), с университетским образованием, посетившего нацистский концлагерь то ли в виде гостя или функционера, имеется запись о том, как он расчувствовался, слушая классическую музыку, как он потом наблюдал за экзекуциями (разумеется, равнодушно!), и в заключение, — какой был вкусный обед.

Более подробно с этой проблемой вы ознакомитесь, прочитав книгу Эрнста Кречмера «Строение тела и характер». Тематика книги шире и глубже своего названия. Речь идет о типах эмоционального реагирования.

Франкл пишет: «Когда мы подавляем в себе ангела, он превращается в дьявола». Мы знаем расхожее мнение, что дьявол – это падший ангел. Невольно возникает вопрос: а был ли ангел. А была ли изначально совесть и свобода выбора у тех индивидов, – нацистских преступников. Разумеется, они действовали в аспекте определенной идеологии, но эта идеология попала на «подходящую» почву.

Несомненно, эти же вопросы вызывали мучительные размышления у В.Франкла. Свое оптимистическое мировосприятие, основанное на философской идее человеческой ответственности, он назвал трагическим оптимизмом. Он писал: «Несмотря на нашу веру в потенциал человека, мы не должны закрывать глаза на то, что человечные люди являются и, быть может, всегда будут оставаться меньшинством.

Но именно поэтому каждый из нас чувствует вызов присоединиться к этому меньшинству. Дела плохи. Но они станут еще хуже, если мы не будем делать все, что в наших силах, чтобы улучшить их». Как мы видим, В.Франкл — чистейшей воды идеалист.

Ну, а реальность такова. Многое в жизни как отдельного человека, так и социума определяет царящая там идеология. Даже шизоиды в Германии с их психэстетической пропорцией чувств придерживались нормальных (не людоедских) принципов общежития с другими народами, когда там царила определенная человеческая атмосфера. Но вот идеология сменилась. К власти пришел преступный режим, по определению Карла Ясперса. Появилась бредовая теория о существовании высших и низших рас. Обострился звериный антисемитизм.

И вот проповеди бесноватого (по научному паранойяльного психопата) фюрера, тиражируемые средствами массовой информации, освобождавшего людей от «химеры совести», попали на благоприятную почву и сделали своё черное дело. В нацистском безумии охотно плясали и шизоиды, и не шизоиды, эпилептоиды и просто примитивы. Зараза овладела и «интеллектуалами», лишенными элементарной совести.

В 20-м веке (!) в «просвещенной» Германии произошло то, что произошло. Кстати, и сам Карл Юнг не избежал вируса нацистской расовой идеологии. А ведь еще Карл Маркс пришел к умозаключению, что идеология может извратить и заглушить совесть. Совершилось ли раскаяние масс? Нет, конечно! Раскаяние выразили только совестливые от природы люди, не участвовавшие в массовых преступлениях.

Итак, нам предстоит решить вопрос: кто и что запускает механизм душевного заболевания, в том числе и экзистенциального вакуума: пустота и не удовлетворенность бытием (внешние стресс-факторы!) или кризисные изменения в гомеостазе, сразу или не сразу отражающиеся на душевном состоянии (внутренние стресс-факторы).

Уверен, что для внимательного психолога будет откровением узнать, что наряду с внешними стресс-факторами существуют и внутренние стресс-факторы. Этого не преподают ни в медицинских, ни в педагогических высших учебных заведениях. Этот дефицит знаний потом восполняется в процессе самообразования.

А для правильной стратегии и тактики лечебного процесса — это основа основ. Мы начинаем адекватно понимать этиологию и патогенез, клиническую картину, а не ухватываем и притягивает за хвост в качестве причины то или иное событие прошлой и настоящей жизни индивида.

Пример из телеэкранов

Продолжаем разговор о менее трагичных явлениях нашей жизни. Должен отметить, что одним из источников информации о поведении и душевном состоянии «нормального» современного человека является телевидение. В передаче «Без комплексов» ведущая, Лолита Милявская, представляет нам довольно интересные экземпляры человеческого рода.

Вот перед нами еще молодая (около 30-ти лет с хвостиком), довольно привлекательная женщина. Свою привлекательность она подчеркивает не только макияжем кожи лица, но и короткой юбкой, подчеркивающей стройные ноги. Она замужем, есть сын в возрасте 4-5 лет. Муж — преданный семье, уравновешенный, материально обеспеченный. Они познакомились в молодом возрасте. Она всегда имела много поклонников, привыкла к вниманию со стороны противоположного пола.

Будущий муж проявил большую настойчивость в атрибутах ухаживания. Брак казался удачным. Но вот в последнее время отношения с мужем перестали ее устраивать: все обыденно, прозаично, она заранее знает, что он скажет, как поступит. Пришло решение с мужем расстаться. Не то, чтобы развестись. Нет, она просто предложила ему уйти, поселиться отдельно. Он так и сделал. Без скандалов, без выяснения отношений. Периодически приходит в гости, приносит цветы, проявляет и другие знаки внимания, — «все, как в прежние времена». Вот так они живут, раздельно. Ее это вполне устраивает. Ощущение, что вернулись прежние времена ухаживания и внимания.

Возникает вопрос, каковы причины того, что ей осточертели семейные отношения. Кончились феромоны? Однообразие? Скука? Субдепрессивное состояние? Экзистенциальный вакуум? Поиск смысла собственной жизни? Истинную причину мы сможем обнаружить, когда мы подвергнем эту даму тщательному биографическому, психологическому и клиническому анализу. Одно ясно: альтруизмом, заботой о ближнем здесь и не пахнет, а эгоцентризма — хоть отбавляй.

Женской скромности не вижу. Приход на всенародные смотрины говорит о многом. Это очень присуще истерическому складу личности.

И еще один штрих, касающийся психологии отдельных современных индивидов.

В телепередаче «Культурная революция», которую ведет Михаил Швыдкой, на днях звучала тема: «Любовь придумали поэты?». На переднем плане два оппонента: мужчина, по профессии художник, и женщина – литератор. Выступали также почти все присутствующие, члены клуба. Мужчина-художник категорически утверждает, что любви, как таковой, нет; есть действие феромонов, есть половое чувство, а любовь – плод воображения поэтов. Женщина – литератор, придерживается же мнения, что любовь существует как реальность.

Выступала и женщина постбальзаковского возраста, сама композитор и жена известного композитора. Она с восторгом говорила, что любовь есть, сама она, начиная с 16-летнего возраста, несколько раз была влюблена, она тогда «летала». Теперь, отметила она с сожалением, больше не летает.

Выступали артисты, музыканты. Солидной была речь профессора-психиатра. Он упомянул о разновидностях любви (романтической, платонической, сексуальной). Отметил, что существует также любовь на фоне страха. Это так называемый стокгольмский синдром. Заложницы влюбляются в террористов. Что касается феромонов, то они действуют в крови влюбленных от 2 до 5 лет. Потом сексуальная любовь угасает, отношения принимают другие формы или происходит разрыв. Была дана и такая рекомендация: мужчина и женщина не должны надолго расставаться. Может возникнуть половая связь на стороне.

Далее. Юношеская любовь незрелая, она долго не может продержаться. Очень важно помочь молодежи перенести разочарование. Это предотвратит суициды, алкоголизм, наркоманию, — одним словом, последствия неудачной любви лечатся.

Особенно любопытным было выступление женщины-психолога бальзаковского возраста. Судя по внешнему виду, она пикнического телосложения, упитанная, лицом привлекательная, крашеная блондинка. По-видимому, экстраверт, циклотимического типа эмоционального реагирования. Она говорила, что человечество живет слишком рационально. Подобно муравьям, строящим свой муравейник, человек обустраивает свой быт по известному принципу: построить дом, посадить дерево, вырастить сына (по подсказке ведущего, соглашается: и дочь).

Опять та же материализация. С накоплением материальных ценностей у человека появилась потребность в поэтизации любви, тоже по принципу рационализации, чтобы получить объяснение, что же с ним происходит и каким образом он может скрыться от логики материальной жизни. У первобытного человека с половым влечением было очень просто: увидел, догнал, овладел. Теперь же люди говорят о любви, но требуют ее материализации в форме подарков («подари мне рябиновые бусы, алмазные копи, белый гриб и прочее). За все надо платить. Апофеозом выступления было следующая фраза: « И вообще, какое право имеет один человек претендовать на жизнь другого? В любом случае жизнь другого человека берется на время в аренду. В конце концов, по одному приходят в этот мир и по одному уходят. Вот поцелуи в кино… в сопровождении музыки…. света …всегда романтизированы…они могут как-то зажечь ….хочется потом самой проявить нежность…идти целоваться….целоваться….» В то же время поцелуи молодежи на Арбате у памятника Окуджавы ей омерзительны.

Таковы взгляды на любовь у этой женщины, претендующей на лавры психолога. Интересно узнать, с каких позиций она ведет свою работу с клиентами.

И еще один штрих. Сидела она, демонстрируя свои пышные, женственные бедра. Скандально известный актер Алексей Панин не удержался, припал к ее бедрам и обратился словами из стихотворения Сергея Есенина : «Пускай ты выпита другим, но мне осталось…твоих волос стеклянный дым и глаз осенняя усталость. О, возраст осени! Он мне дороже юности лета. Ты стала нравиться вдвойне воображению поэта!». Одним словом, цирк!
Разумеется, в конце дискуссии выяснилось, что каждый остался при своем мнении. Но был и выигрыш: ораторы получили возможность проявить одно из лучших качеств, присущих только человеку: поделиться с окружающими своими мыслями, чувствами, знаниями. Заодно они удовлетворили и другие человеческие потребности: оказаться в центре внимания, получить признание и т.п. В этом их суть самореализации.

В накладе не остались и мы, зрители-слушатели телевидения. Получили очень интересную информацию, и, самое главное, ощутили огромное удовольствие лицезреть эту ярмарку тщеславия.

По контрасту вспоминается В.Франкл с его пониманием любви как одной из величайших ценностей из сферы переживания, способной придать индивидуальной жизни глубокий смысл. Ибо, по его мнению, любовь — это взаимоотношения на уровне духовного, смыслового измерения, переживание другого человека в его неповторимости и уникальности, познание его глубинной сущности. К этому определению любви очень хочется внести одно уточнение: если во взаимоотношения вступают люди с достаточным эмоциональным и — или интеллектуально-духовным уровнем.

Что является универсальной, базовой, врожденной мотивационной тенденцией

Касательно вопроса, что же является универсальной, базовой, врожденной мотивационной тенденцией в поступательном движении и развитии индивида на протяжении его жизни, то он, с моей точки зрения, остается открытым.

В.Франкл считает, что именно стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни является той самой врожденной мотивационной тенденцией и основным двигателем поведения и развития личности. Но к этой проблеме можно подойти и с другой позиции: может быть, эта мотивационная тенденция комплексна, динамична; она составляется у разных людей на разных этапах их жизни из компонентов, вытекающих из потребностей и запросов (телесных, эмоциональных, интеллектуальных, духовных), — бессознательных и сознательных?

Возможно, степень развитости структур, особенно интеллектуально-духовных, формирующих конкретного человека, и определяет уровень жизненных запросов, вовлеченных в поиск смысла. Другими словами, надо полагать, комплектующая тенденция у разных индивидов происходит так, как поется в одной песенке: «Я тебя слепила из того, что было». В конце концов, как мы знаем, многие люди вполне довольны реализацией ряда приземленных потребностей, из списка указанного Маслоу, и до конца жизни удовлетворены этим.

Как бы то ни было, но когда, удовлетворены все необходимые насущные потребности в более или менее полном объеме, когда человек отдается любимому делу, когда окружающая обстановка благоприятная, — одним словом, когда его внутреннее состояние и внешнее окружение дают ощущение душевного комфорта и уюта, человек меньше всего задумывается о смысле собственного существования. Правда, на досуге могут возникнуть философские рассуждения о смысле жизни вообще, жизни как космическом явлении.

Безусловно, верна одна тенденция, говоря словами Библии: «не хлебом единым жив человек». Экклезиаст, на старости лет в состоянии «томления духа», стал задумываться над смыслом жизни: «Что толку от трудов моих…?». Даже тогда, когда у совестливого(!) человека внешне как будто всё в порядке, всё же у него имеется если не тоска, то «томление духа».

Примером этому служит жизнь и деятельность Льва Николаевича Толстого. Кстати, у Л.Н. Толстого случались выраженные периоды самого натурального депрессивного состояния. Анализ жизни и духовных поисков автора теории «Непротивления злу насилием» требует отдельного рассмотрения.

В клинической практике мы чаще сталкиваемся с неврозами психогенного характера. Стресс факторы – внешние (неблагоприятная обстановка) или внутренние (вытекающие из нарушений биологического гомеостаза),- вовлекают людей в свою орбиту. Наблюдения свидетельствуют о том, что у людей в пубертатном, климактерическом периодах, во время кризисных ситуаций, тяжелой болезни или просто на депрессивном фоне в условиях тягучего, застойного бытия также встает вопрос о смысле жизни.

Спрашивается, какого черта 17-летняя русская девушка из приличной семьи, студентка, Маша Караулова, проникается идеями радикального ислама, отправляется в Турцию, чтобы присоединиться к боевикам «Исламского государства»? Экзистенциальный вакуум или жертва ядовитой идеологии? Благо, ее вовремя выловили за рубежом и вернули домой.

Психотерапевт (логотерапевт) пригоден к работе, когда он снаряжен философским и гуманистическим мировоззрением, а также эмпатическим зарядом, чтобы в длительной дискуссии или сократовском диалоге расширить горизонт миро — и самопонимания пациента. И, вполне возможно, что последний сумеет определить на бытовом или интеллектуально-духовном уровне свое направление к определенной цели, которая придаст его жизни позитивный смысл.

Кстати, логотерапия, с моей точки зрения, это та же рациональная, когнитивная психотерапия, где усилия врача интенсивно направлены на возрождение у пациента осознания смысла собственной жизни.

Что касается методов парадоксальной интенции и дерефлексии, здесь также не все просто. Результат во многом зависит как от личности врача, так и пациента, а также интенсивности их усилий.

В задачу данного исследования не входит описание моего собственного подхода к лечебно-профилактической работе; все внимание уделяется В.Франклу. Отметим только, что мой клинический подход более «заземлен». Мы имеем в основном дело с людьми, у которых по разным причинам имеется состояние душевного дискомфорта, возникают проблемы телесного характера (снижение жизненного тонуса, вегето-сосудистые кризы и т.д.). Имеются и эмоциональные расстройства (субдепрессивность, тревожность и т.д.). Естественно, окружающее и собственная жизнь воспринимаются в негативном аспекте. Редко попадались относительно изолированные, без соматического отягощения «ноогенные неврозы». Но и здесь имелось явное снижение жизненного тонуса.

В основном же у нашего контингента имеется соматическая и вегето-сосудистая подоплека. Впрочем, к «ноогенно» страдающим можно отнести и одиноких пожилых людей. Но и здесь имеется сосудисто-телесная отягощенность. Поэтому я в своей лечебно — профилактической практике придерживаюсь комплексного психолого — клинического подхода. Условно говоря, работаю с пациентами на четырех уровнях: телесном, эмоциональном, интеллектуальном и духовном. В телесном аспекте применяется целый ряд общеукрепляющих средств, направленных на изменение реактивности организма в благоприятном направлении. Посредством суггестивной психотерапии и аутотренинга восстанавливаем состояние эмоционального комфорта и уюта. В процессе рациональной психотерапии даются установки на продолжение интеллектуального развития. В духовном аспекте речь заводится о ценностях.

Разумеется, пациенты настраиваются на поиск актуальной для них цели, на реализацию своих потенциальных способностей. Особенно эффективна эта методика со взрослыми и людьми пенсионного возраста. В этом разрезе мы прямо ставим перед ними проблему « реставрации» – восстановление физического здоровья, эмоционального тонуса и интеллектуальных интересов. Даются установки на плодотворное долголетие, разумеется, с полным осознанием смысла собственной жизни. При таком комплексном подходе у пациентов, в том числе и с «ноогенным» дискомфортом, быстрее восстанавливалось душевное равновесие.

В заключение можно отметить, что врачи, принявшие философское и психолого-клиническое наследие В.Франкла, имеют весомый шанс подняться еще на одну ступень в своем духовном развитии и профессиональном мастерстве. Помимо клинического подхода, мы становимся нацеленными на более тщательное изучение внутреннего мира пациента, часто скованного стереотипами и покрепче цепей связанного межличностными и служебными взаимоотношениями. И эти взаимоотношения не всегда гармоничны.



Добавить комментарий:
   



Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы комментировать статьи.
Задать вопрос психологу онлайн Задать вопрос психологу онлайн
Задать вопрос психологу онлайн