<<< Все статьи психологов
Крайцеров Борис Владимирович Автор: Крайцеров Борис Владимирович
28 апреля 2021 г.
1600

Понимание механизмов развития депрессивных состояний — типичных и атипичных, а также панических реакций

депрессивное состояние
Понимание механизмов развития депрессивных состояний — типичных и атипичных, а также панических реакций
Эта информация будет особенно полезна для психологов. Да, и самим пациентам, страдающими функционально обусловленными невротическими состояниями, имеет смысл адекватно осознать, … Читать далее «Понимание механизмов развития депрессивных состояний — типичных и атипичных, а также панических реакций»

Эта информация будет особенно полезна для психологов. Да, и самим пациентам, страдающими функционально обусловленными невротическими состояниями, имеет смысл адекватно осознать, что именно с ними происходит. Знания – всё- таки сила, и очень нужный ориентир в нашем мире.

Информирован,- значит вооружен. Даже врачам, включая психиатров, первоначально трудно разобраться в сплошном море душевной (эмоциональной) психопатологии.

В так называемой большой психиатрии, базирующейся в психиатрических больницах, депрессивные состояния выступают в более или менее очерченных границах: маниакально-депрессивный психоз (МДП), циклотимия (ослабленная форма МДП) и т.д.

Для нас очень важно запомнить три признака этого заболевания: а) подавленное настроение, доходящее до выраженной тоски и нежелания жить; б) двигательная заторможенность; в) ограниченная, скованная мыслительная деятельность. Об этой триаде депрессивных признаков мы уже упоминали выше. Их обязательно надо усвоить.

Выраженные депрессивные состояния описаны в Библии. Так, иудейский царь Саул страдал депрессией. Пастух Давид, ставший впоследствии знаменитым царем, отвлекал Саула игрой на флейте. Это была своего рода музыкотерапия.

Депрессивные состояния проявлялись и в Древнем Риме. Там был даже такой литературный жанр: письма обращения и ответы адресата. У Сенеки, римского философа и писателя, мы находим такие строки: «О, Луцилий, чему дивишься, что путешествия тебе не помогли; — ведь ты повсюду за собой возил самого себя».

Другой путешествующий депрессивный персонаж Древнего Рима жалуется в том, что он «меняет небеса, а легче не становится». Мы уже знаем с вами, любознательные читатели, что самым уязвимым местом человека являются его эмоции.

Вне стен психиатрических больниц депрессии проявляются менее остро, менее трагично, нет желания уйти в мир иной, но триада депрессивных признаков остается неизменной.

Это подавленное настроение, двигательная ограниченность (в какой-то степени заторможенность) и умственная, ассоциативная скованность. Восприятие мира становится крайне ограниченным, суженным, вертящимся в депрессивной пляске.

Естественно то, что теряется способность адекватно оценивать свои мысли, чувства и поведение. В депрессивном состоянии может проявиться такой чувствительный для человека мотив, как чувство собственной вины. Естественно, никаких реальных обстоятельств для возникновения этого симптома не требуется. Но чаще всего люди в депрессивном состоянии ищут виновника вовне. В этом, как мы уже пониманием, проявляется признак нарушения логических ассоциаций, адекватной деятельности мозга.

Впрочем, надо оговориться: не всегда алогичность индивида является признаком депрессивного состояния. Дейл Карнеги, автор очень полезных книг по психологии человека, идет еще дальше. Он говорит: «Умение мыслить,- удел немногих».

Откройте для себя этого автора. Его книги в советские времена были под запретом, хотя в них ничего антисоветского не было. Читая его книги, вы узнаете очень много полезного касательно сферы межличностных отношений и вообще в психологии человека.

депрессия

Однако вернемся к нашим баранам, т.е. к стертым, маскированным (замаскированным) депрессиям в обыденной жизни.

Об этом мы уже говорили в разделе «Зигзаги семейной жизни». Наш организм отвечает на неблагоприятные обстоятельства, возникающие извне или изнутри организма, блоками признаков (симптомами или синдромами). Обычно легче поддаются привязке внешние неблагоприятные ситуации. На них можно возложить вину полностью или частично.

Труднее объяснить причинно-следственные отношения, когда явного врага не видно. В терапии многое прояснилось: зловредный микроб — инфекционное заболевание; вич-инфекция — спид. Но и здесь многое не очевидно. Черным ящиком остается организм. Именно в нем разыгрывается драма.

В маскированной, нетипичной депрессии можно обнаружить ту же самую триаду признаков, но там очень пляшет «вегетатика» и многое другое. Где же, всё таки, причина заболевания, если насильно не притягивать за хвост то или иное обстоятельство, чтобы найти виновника.

Ну, отчего же возникла депрессия у царя Саула, у римского гражданина Луцилия или у нашей современницы Марины Н.(см. статью или заметку «Зигзаги семейной жизни») Кстати, когда Марина пришла на психотерапевтический прием, ей было 32 года. С тех пор прошло 25 лет. Теперь ей 57 лет. Интересно, как она оценивает свою жизнь в прошлом и в настоящем. Думаю, что она обрела стабильность и мудрость. Теперь у нее, надо полагать, имеются другие, неотложные дела, например, не стареть, не утратить работоспособность и когнитивные (умственные) способности и многое другое. У нас у всех хватает проблем на всю жизнь.

Причины депрессивного состояния

Но всё-таки, где причина депрессивного состояния, когда нельзя обвинить внешний фактор, — внешний стресс?

Вспомним физиологию мозга, ее глубокие структуры. Там природой заложены «рай» и «ад». «Ад»- не наказание божье за грехи человека. Это защитная реакция: не лезь в пекло. И ад, и рай показывают, что хорошо и что плохо для живого существа. В нормальном состоянии человек ощущает себя комфортно.

Но вот у древнего грека разлилась по крови черная желчь. Результат- меланхолия. Если же кровь чистая, имеем сангвиника, — человека солнечного, жизнерадостного. Там думали Гиппократ, Асклепий и другие целители Древней Греции.

А что мы думаем? Я имею в виду врача с клиническим мышлением. Он, этот врач, знает, что существуют как внешние стресс-факторы, так и внутренние стресс — факторы. И этим внутренним стресс-фактором является не разлившаяся по крови черная желчь, а нарушения в сфере гомеостаза.

Гомеостаз – это понятие, обозначающее факт постоянства состава внутренней среды организма. Там, в частности, должна быть гармония и в функционировании гормонов. Негативные колебания в сфере гомеостаза сказываются на глубоких структурах мозга. Возбуждаются структуры «ада»: тревога, беспокойство, подавленность и прочие прелести преисподней.

Приведу для наглядности такой пример, — так называемые панические состояния (страх, доходящий до состояния паники). Идет человек по многолюдному рынку, никакой реальной опасности (террористов еще не придумали!) и вдруг у него возникает состояние паники.

Такое состояние обозначают термином «невроз страха». Для объяснения этого явления психологи притягивают за уши различные внешние или внутренние факторы, в том числе неудовлетворенное либидо. А ларчик просто открывается.

По причине нарушений, возникающих в гомеостазе, возникает вегето-сосудистый криз по симпато-адреналовому типу (ознобоподобное дрожание, учащенные сердцебиения, витальный страх и т.д.).

Витальным называют этот страх по причине того, что человек ощущает угрозу самой его жизни. На самом же деле никакой угрозы жизни нет. По своей природе — этот криз, — просто разрядка застойной атмосферы. Криз самопроизвольно заканчивается расслабленностью и обильным мочеиспусканием. Но по принципу образования условного рефлекса страх привязывается к тому месту, где он впервые возник.

Человек избегает замкнутых пространств, — многолюдных рынков, лифтов, метрополитена, самолетов и прочих чудес современного мира. Точно также по причине таких внутренних стресс-факторов возникает типичная или атипичная депрессия.

в депрессии

Случай из практики

Теперь, вооруженные знаниями, рассмотрим такой случай невроза страха. У Елены М., 28-лет, приступ возник внезапно в метро: почувствовала себя плохо, началось учащенное сердцебиение, выступил холодный пот, тело трясло, как в лихорадке; появился витальный («животный») страх. Потом, стараясь осмыслить этот страх, Елена говорила, что боялась умереть.

И еще, стесняясь, рассказала, что в конце приступа у нее были интенсивные позывы на мочеиспускание, еле добралась до подходящего места. Мочи выделилось много.

В другой раз во время такого же приступа «стянуло» грудь, было трудно дышать. Плохо ей становится также в лифтах. Поднимается только по лестнице. А живет она на 9-м этаже. Возникла проблема с транспортом. Совершенно не переносит метро.

С трудом добирается до места работы на трех автобусах или же, если опаздывает, на такси. Автобусов боится меньше, чем метро, так как знает, что в случае чего, водитель откроет дверь, и она успеет выйти наружу. Приступы возникают в любое время суток. Однажды вечером, едва уснув, проснулась в страхе, всю ее «колотило».

Родные вызвали скорую помощь. После введенного ей внутримышечно аминазина успокоилась, но впоследствии долгое время ощущала себя совершенно разбитой. Елена вообще стала излишне впечатлительной, мнительной. При виде случайно проезжающей машины скорой помощи ее «колотит», с трудом унимает внутреннюю дрожь, отворачивается в сторону.

Любые посторонние разговоры окружающих о болезнях ее волнуют, травмируют. Всё время находится в ожидании возобновления приступов. Сама не понимает, что с ней происходит. На работе и в семье всё благополучно. Приступы же длятся вот уже третий месяц.

Возникает вопрос, что же привело к заболеванию. Всех обстоятельств, всех причин не всегда можно учесть. Пациентка вспоминает, что задолго до появления приступов у нее была повышенная утомляемость, нервозность. И еще Елена вспомнила, что три-четыре месяца тому назад она перенесла на ногах грипп и что еще раньше она прервала наступившую беременность. Таким образом, мы видим, что одна вредность накладывается на другую и в конце концов приводит к «взрыву», к развитию заболевания, в данном случае называемому неврозом страха.

Не буду описывать все подробности терапии. Одно скажу. Категорически запретил Елене вызывать скорую помощь. Введение нейролептика аминазина для снятия страха совершенно не целесообразно. Мы нашли более физиологически обоснованные методы лечения.

Катамнез: прошло три года; кризы не возобновлялись. Чувствует себя здоровой. Работоспособна.

Сохранить в соц. сети

Обсуждение на сайте
   


Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы комментировать статьи
Обсуждение в соц. сетях
Мнение пользователей социальных сетей Вконтакте и Дзен