Во времена Фрейда, общественная жизнь базировалась на запретах и принуждениях, жертвами которых становились в первую очередь женщины и сексуальная сфера. Это невротизировало людей. Сегодня же мы живём в мире, где «многое возможно», основанном на вседозволенности и отвергающим порой ограничения, без которых истинная свобода немыслима. В том числе поэтому сегодня все чаще формируются личности, нетерпимые к любым видам разочарований: им всё доступно и должно быть доступно без промедления. Цифровые технологии только укрепляет нас в этой уверенности, ведь благодаря им у человека остается все меньше времени, выдержки и поводов для того, чтобы получить опыт фрустрации, столь необходимый для формирования и развития устойчивой психики.
Современный человек зачастую в лучшем случае озабочен саморефлексией, самопониманием и самоутверждением. Обратной – «темной» – стороной фокусировки на индивидуализме являются высокомерие, манипулятивность, пренебрежение моральными нормами и проблемы с установлением эмоционально значимых и доверительных отношений. Озабоченность собой и преувеличенное чувство собственной значимости накладывает отпечаток на межличностные отношения, которые приводят к выраженному доминированию мотива превосходства, удовлетворение которого, часто сопровождается мучительными переживаниями и постоянным сравнением себя с Другими.
Нарцисс выбирает путь наименьшего сопротивления либо находя круг общения, где он явный лидер, либо за счет морального «разрушения» окружающих. При этом социальные сети являются превосходной средой для реализации нарцистических потребностей т.к. предоставляет широчайший спектр инструментов по созданию своего образа и своей реальности. С одной стороны, публикация фотографий и проведение определенного времени в интернет-среде вряд-ли навредит. С другой, в условиях безусловной любви к себе и невозможности самокритики соблазнительность технологий шаг за шагом переносит жизнь в фантазию.
Социальные сети, позволяют человеку возводить виртуальную нарциссическую цитадель хрупкого и ранимого «Я». Человек фильтрует информацию о себе, демонстрируя лишь желательные стороны жизни зачастую в гиперболизированной форме. В результате, фоновые процессы подмены действительности принимаются бессознательным нарцисса за «чистую монету» все полнее. А вероятное разоблачение становится все более болезненным. При этом невротические особенности людей с менее выраженным нарцисиссизмом претерпевают риски необъективной оценки себя через сравнение с идеальными картинками образов «Других».
Соблазнительность виртуального мира подкрепляется еще и тем, что «звезды» соц. сетей эффективно самоактуализируются в интернете разворачивают стартапы, превращают свои имена в бренды, запускают мировые тренды и зарабатывают на личных аккаунтах в сетях, продавая свои «умения», «знания» и креативность сотням тысяч людей. Сейчас у них есть возможность стать известными, не прикладывая сверхусилий. При этом, скорость смены авторитетов и ценностных ориентиров, поддерживаемая современными трендами, неуклонно растет.
Более того, искусственный интеллект и широта возможностей цифровых сервисов (от доставки еды до платформ проведения досуга) за счет детальной адаптации под индивидуальность, поступательно и планомерно создают для каждой отдельной личности изолированную среду, в которой все меньше необходимости контактировать с социумом и реальным миром. Эта тенденция существенно подкрепляет эгоцентризм, инфантильность и автономизирует личность, культивируя индивидуальные потребности и создавая для каждого свою нарциссическую «матрицу» — Мать, сиюминутно удовлетворяющую грудью все желания и капризы.
Лишенный опыта получения разочарований нарцисс не выносит провалов, стыда, не терпит фрустрацию. Для него неизбежные ошибки периода обучения мучительны. Поэтому каждый лайк и комментарий в сетях приобретает все большее значение, в том числе для постоянно расшатываемой потребности в поддержке получения гормональных стимулов. С увеличением времени, проводимого с цифровыми сервисами, мозг поступательно ослабляет восприимчивость к процессам выработки дофамина что часто приводит к потребности получения аналогичного удовольствия за все большее время с устройством.
Также, важнейшую роль поддержки дофамина в организме человека играет система поощрений и наказаний, ловко используемая алгоритмами соцсетей. Здесь имеет место то самое расшатывание и манипулирование, которое часто является инструментом самого нарцисса. Понравившийся контент воодушевляет. В свою очередь, проигнорированный, рождает множество негативных эмоций, от раздражения до угнетения, столь тяжело переживаемых нарциссами. В результате истинные потребности и система ценностей личности смещается.
Однако, очевидно, что вопреки популярному мнению, не все представители цифрового поколения – бесчувственные пустышки, они лишь хотят лучшей жизни, и нельзя их за это винить.
Разобщение общества за счет разнородных внешних факторов все больше провоцирует возникновение массовых нарциссических трендов. Одной из ключевых тенденций эпохи неопределенности, всячески подкрепляемой цифровизацией, является все большее расщепление восприятий реальности в социуме и все большее превалирование коллективного нарциссизма (феномена, при котором индивиды преувеличивают позитивный образ и важность группы, к которой принадлежат).
Процесс перехода от индивидуального нарциссизма к групповому анализировал Эрих Фромм. В своих работах «Анатомия человеческой деструктивности» и «Бегство от свободы» он приходит к выводу, что в процессе перехода род, нация, религия, раса становятся объектами нарциссического предпочтения. Таким образом, нарциссическая энергия остаётся, но она применяется в интересах сохранения группы, вместо сохранения жизни отдельного индивида.
Коллективные нарциссы рассматривают группы как продолжение самих себя и ожидают, что все признают не только их индивидуальное величие, но и выдающееся положение своих групп. С другой стороны, Фромм и Адорно придерживались мнения, что, нарциссическая идеализация группы часто является стратегией защиты слабого и уязвимого «Я». Здесь речь про тех, кто демонстрирует излишнюю уверенность в превосходстве своей группы, будь то банда, религиозная община или нация, но глубоко внутри сомневается в единстве с идеями этой группы и поэтому желает её признания другими. Он также связан с высокой частной и низкой общественной коллективной самооценкой, и низким уровнем неявного группового уважения.
Основной функцией группового нарциссизма является манипулирование общими ценностями путём апеллирования извне. Именно она цементируют группу изнутри и приводят к солидарности. Нарциссизм помогает всем членам группы чувствовать себя значимыми, а значит даёт чувство удовлетворённости. Следовательно, степень группового нарциссизма зачастую может соответствовать реальной неудовлетворённости жизнью.
Групповой нарциссизм также считается одним из главных источников массовой человеческой агрессивности. Данная форма коллективной защиты отличается от других огромной интенсивностью влияя на процессы различного масштаба: от локального до глобального (от буллинга до массовых общественных разобщений). И проблема в том, что такие группы требуют привилегированного отношения, а не равных прав, часто порождая ксенофобию, шовинизм, терроризм и другие повседневности современности.
Групповой нарциссизм выполняет важные функции. Во-первых, коллективный интерес требует солидарности, а апелляция к общим ценностям цементирует группу изнутри и облегчает манипулирование группой в целом. Во-вторых, нарциссизм создает членам группы ощущение удовлетворенности, особенно тем, кто сам по себе мало что значит. Разжигание социального нарциссизма – дело не слишком дорогое и чрезвычайно эффективное, вовлекающее в процесс добровольных помощников: «Достаточно оплатить труд идеологов, которые формулируют лозунги, направленные на разжигание социального нарциссизма. И многие функционеры готовы к сотрудничеству в этой области даже бесплатно. Им достаточно такой награды, как удовлетворенность от причастности к достойному делу». Сочетание страха и самодовольства коллективного нарцисса рождает невиданную по силе агрессию и поразительные для современного мира слепоту и глухоту.
Однако не все те, кто высоко ценит свою группу, чувствуют себя оскорбленными и реагируют на реальные или воображаемые угрозы имиджу своей группы. И здесь важно понять почему некоторые считают, что их группа была оскорблена, а другие нет? И ответ на этот вопрос, как нам кажется зачастую лежит не только в индивидуальных особенностях процессов формирования личности.
Здесь крайне важно разделить доброкачественный нарциссизм – направленный на созидание, объединение и мотивацию в выполнении общих задач, в котором объектом нарциссизма является результат собственных усилий группы. Так, например, некто может быть преисполнен нарциссической гордости за свою работу в качестве столяра, ученого или архитектора. Предметом злокачественного нарциссизма является не то, что группа делает или производит, а то, что она имеет, например богатство, власть, статус и т. д. Поэтому злокачественный нарциссизм не удерживается в рамках и приводит к национализму и ксенофобии. Аналитически первый вид можно сравнить с энергией Либидо (Эросом) другую, с Мартидо (Тонатосом).
Личности с выраженным злокачественными формами коллективного нарциссизма зачастую могут и не разделять позитивного представления о группе, ими может двигать лишь непреодолимое желание принадлежать к касте избранных или ущемленных, чью позицию они намерены возвышать и отстаивать. На такие мнимые потребности нарцисс может потратить всю жизнь, опомнившись лишь в ее конце.
Коллективные нарциссы не просто довольствуются тем, что принадлежат к группе, имеющей бОльшую ценность. Они направляют энергию не на улучшение группы, а на отслеживание того, насколько все вокруг признают и отмечают особую ценность их группы. В отличие от нарциссических личностей, коллективные нарциссы находятся в слиянии со своей группой и необходимость в непрерывной внешней валидизации ее преувеличенного значения – это именно то, что отличает коллективных нарциссов от людей, имеющих положительное отношение к группе, к которой принадлежат. При этом, когда их самооценка вкладывается в ценность и величие их группы, коллективные нарциссы находят мотивацию в том, чтобы улучшать группу, а не самих себя.
Здесь важно понять связь между коллективным нарциссизмом и склонностью враждебно реагировать на другую группу в банальных повседневных ситуациях. Если мы сможем научиться устранять враждебность, которую испытывают и проявляют люди, имеющие высокие показатели коллективного нарциссизма, мы сможем также научиться дерадикализировать целые группы коллективных нарциссов.
Для работы по преодолению злокачественных нарциссических тенденций важно распространять гуманистическую философию и антропологию, с одной стороны, признающую культурные и ценностные различия, а с другой — выявляя схожие элементы человеческого существования. Другой компонент коррекционных мер может заключаться в научной ориентации системы воспитания, прививающей критическое мышление, признание реальности и восприятие правды. Такой подход мог бы помочь преодолеть узкие рамки индивидуального или группового эгоцентрического восприятия, способствовать принятию общечеловеческих ценностей и фокусировке усилий на достижении конкретных социально значимых целей.
В совладании с вышеуказанными вызовами важнейшую роль играет индивидуальная и, главным образом, групповая психотерапия, которая при наличии профессиональной фасилитации дает возможность нарциссическим личностям поступательно реидентифицироваться с социумом, приводя психику к формированию здорового «Эго». В сегодняшнюю эпоху лиминальности их актуальность кратно возрастает. Помимо этого, профессиональные, образовательные и др. общественные объединения и учреждения, строящие свои цели и идеалы не на противопоставлении другим сообществам и идеям, не на поддержке антогонизмов, а на объединении людей в рамках интересов и потребностей социума, являются той платформой, на которой нормализация нарциссических особенностей личности и общества, а также их самоактуализация имеют шансы быть всячески инициированы и поддержаны.