Причем тут С. Кьеркегор, М. Бубер, психотерапевтично ли кино и зачем эта статья на сайте профессиональных психологов – узнаете чуть позже. А пока маленькая предыстория:
Как-то так сложилось, что вчера после работы зашел я в один из своих любимых кинотеатров – музей истории белорусского кино. А любимый он потому что там можно посмотреть фильмы И. Бергмана, Б. Бертолуччи и… в этом месяце Ф. Феллини. Крайне заинтересовало описание фильма что показывали в этот день:
«Снятая с удивительными трогательностью и состраданием драма уличной проститутки, которая сумела сохранить в себе отзывчивость, доброту, желание любить и быть любимой и даже, несмотря на все удары судьбы, улыбаться сквозь слезы этому миру. Продолжающая тему «Дороги» (противоборство добра и зла в жизни и душе людей) история о несгибаемости человеческого духа, неисчерпаемости надежды, о бесконечной вере в любовь. Образ Кабири вошел в классику мирового кино и оказался равным крупнейшим литературным образам, а фильм стал глубоким размышлением о жестоких законах общества и о том, что добро и человечность неистребимы».
Надо сказать, что это мой первый просмотренный фильм мэтра кино. И мой интерес оказался оправданным: визуал, юмор в том месте где беспросветная печаль и глубина мысли – для меня это важные аспекты, чтобы говорить о фильме как шедевре.
Так вот, возвращаясь к затравке в начале блога, почему я вспомнил о философах. С. Кьеркегор – весь фильм меня не покидало ощущение, что главная героиня следует по стопам всего того, что я слышал и читал о философии датского мыслителя. Фильм начинается с нелепого толчка девушки в реку, где она чуть не тонет.. «Вброшенность» — подумалось сразу же мне. Человек одиноко попадает в этот мир (реку) пытаясь двигаться в нем в своем одиночестве. «Ладно, ты накручиваешь это все за уши» — позже подумал я.
Однако, дальше больше:
Девушка знакомится с актером. Вот все что идет до этого момента фильма, напомнило мне о первой стадии жизненного пути – эстетической. Движение к желаниям и удовольствиям. Если совсем кратко и огрубить мысль автора, героиней движет это в первой части фильма. Далее отчаяние и к вторая часть фильма – где главная героиня знакомится с этической стадией. Она приходит в образе благотворителя – мужчины, что заботится о бездомных. Часть с этим героем открывает возможность выбора в жизни Кабири — вероятности существования и различия ценностей. Третья же часть – Кабири становится тем самым рыцарем веры, что непонятен эстетику, отличительный и обладающий внутренней свободой. И хоть фильм далеко не про нахождение счастья, героиня находит что-то более важное: свой внутренний стержень. По имени вера.
Другой философ – что мне отзывался в фильме, вернее его философия – М. Бубер. Его взгляд на диалог. Отношения Я-Ты и Я-Оно. Первый тип отношений – это отношение ценностное, оно проявляется к человку и окружающему миру. Другой тип отношений – отношение инструментальное или же использование другого в своих целях, манипуляция. Так вот, при просмотре фильма, как-то захотелось дополнить типы отношений автора (спасибо взаимодействиям героев): Отношения Оно-Ты и отношение Оно-Оно. Такое отношение как Оно-Ты могло бы говорить об отчуждении человека от себя же во взаимодействии с другим. Когда мое Я становится предметом для другого. Когда другой становится центром моего существования и источником. Другой вариант оно-оно. Отношения при которых люди безразличны к себе, но стараются манипулировать другим как объектом. Союз партнеров способный разорваться, когда один из участников диалога насытит свои потребности.
Так вот, к чему я это все начал? Вера человека (и не только в религиозном плане) – очень хрупкая. Встреча с миром может ее затушить как свечу. Если человек не готов к прыжку веры – каким-то переменам в своем восприятии мира, своих действиях. Этот прыжок – навряд ли изменит мир и жизнь. точно не привнесет счастья. Но он способен перевернуть мировоззрение. Раскрыть страдание не как неумолимую боль, а как открытость к возможности роста. Такая вера рождает любовь – огонь плавящий лед предубеждений. а чтоб перейти от стадии к стадии жизненного пути, считаю, необходимым движение от отношений Я-Оно, оно-оно, Оно-Ты к отношению Я-Ты.
Такие вот мысли вызвал у меня фильм. В подобных размышлениях, как мне видится, и есть психотерапевтические возможности кино.