Продвигаясь по многоуровневой системе взаимопонимания, мы активируем разнокалиберный коммуникационный арсенал: слова/ молчание/ интонации/ мимику/ жесты/ позы, но порой срываемся на крик, от бессилия. Потому что паузы между ‘звучанием’ в диалогах неизбежно заполняют смыслы = производные прошлого:
— издержки воспитания, закреплённые на подкорку;
— социальные аксиомы, зачастую — спорные;
+ наблюдения дня, через призму настроения.
Потому ранит выхлоп трамвайного хама, а усталая констатация: «Сегодня был тяжелый день,» — по цепочке псевдо логических заключений — «ты не рад(а) встрече/ со мной что-то не так/ есть кто-то другой(ая)» — считывается как «я не люблю тебя».
Мыслительный процесс по ассоциативному ряду возвращает к пережитым травмам и фальсифицирует конкретику, подгоняя под знакомые очертания.
Обращения, задевающие за живое — маркер, по которому наглядно прослеживается конфликт между самооценкой и самоценностью — понятиями, в идеале, не вызывающими разногласий, *если трактовать самооценку, как взгляд на себя с позиции сегодняшних достижений или промахов, а самоценность измерить уровнем целостного охвата личности от становления, приобретения опыта, через ошибки и разочарования, укрепляющие стержень.
У людей с ослабленной формой САМОпринятия САМОценность рушится от нападок на САМОоценку, причём не всегда прямых, порой вольно воспринятых за чьим-то фразами, утверждая в давней догадке, подкреплённой гендерными заблуждениями:
— Я слабый!
— Я некрасивая!
— Я неудачник(ца)!
Дорисовываются печальные перспективы:
— У меня ничего не получится, поэтому не стоит начинать!
В силу вступает многоголосье культурных и семейных систем, с пословицами, поговорками, присмиряющими и пророчащими провал:
«Молчи за умного сойдёшь!»
«Я — последняя буква в алфавите!»
«твой номер — 8…»
Причём, оспорить возможно категоричность любого убеждения, для наглядности — «Один в поле не воин»/ «Старый друг лучше новых двух»/ «Тише едешь, дальше будешь» и проч., но если НЕ поразмышлять, кажется убедительным, и проще подчиниться, чем противоречить.
— Что я услышал(а) на самом деле? — вопрос для закаливания самоценности, задаётся одновременно с выполнением упражнений:
- Отделить факты от фантазий и обнаружить, где мысли зацикливаются, накручивая гипотезы;
- Отучить себя от изнурительной привычки оправдываться — напрямую или во внутреннем монологе;
- Допустить своё несоответствие с чьим-либо критериями, и как следствие — собственную уникальность.
Игнорирования (для незначительных окружающих) или единично озвученной позиции (для близких) — достаточно, чтобы сигнализировать — границы задеты. Сложность задачи — пройти непростой путь соответствия слов — действиям, утверждая для самого себя:
— Со мной так нельзя!
Предлагаю в качестве иллюстрации сет из ироничных миниатюр из моего авторского блога:
ПСИХОЛОГИЯ В ЭСКИЗАХ
— Это мои любимые колготки!
— Мои наряднее!
— Зачем сравнивать — и твои, и мои красивые!
— Нет, мои лучше!
Траектория от детского сада до дома проложена через площадку с качелями — пока мамы обсуждают костюмы к утреннику, спасательница толкает спинку сиденья нарцисски, помогая той взлететь выше.
***
Хроники девочек средних лет:
— Врал тотально! Но отстаивал себя темпераментно — частично вытолкнул матрац с балкона, тот не протиснулся через раму;
расправился с противнем конвертиков с вишней, причём укорил за избыток корицы, ребёнку не оставил;
из достоинств — владел в совершенстве игрой на воображаемой электрогитаре;
обставлял примирения церемониально, прячась за необъятными упаковками с приношениями… когда за моей запертой дверью расслышал ‘басы’ своего товарища и… соперника, примёрз для осмысления к лавочке во дворе, мартовский сквозняк тонировал мелкими снежинками эффект седины на кудрях — для солидности.
— Любила его?
— Конечно, нет!
***
— Ты удалила смс/ мне пришло оповещение, мгновенно стёрла, не успел открыть/ набирал несколько раз — разговаривала по другой линии/подружке?/ какое содержание?/ что страшного, если бы прочитал?/ продублируй, стало интересно!
Он посмеивается, нервически. Абонент(ка) приручает бунтаря вразумительными разъяснениями.
***
Коллега по научной ассоциации, будущий тесть, представил Аркадию свою дочь, тогда ещё начинающего специалиста. За полвека альянс не растратил взаимозаинтересованности:
— Возраст обязывает контролировать давление: у Лидии под вечер верхнии показатели подтянулись к двумстам, нижние поползли к сотне. Запретила вызвать скорую! Отругала, что раскраснелся, отпоила отваром пустырника с драже Валерианы — в приказном порядке. Успокоила!
***
Прозорливая дамочка не сбрасывает, бросает вызов:
— Вы не представились, удерживаете меня на связи, выпытываете конфиденциальную информацию — это начинает походить на мошенническую схему!
***
— Почему ты меня не слышишь?
Порой близкие не отважатся копнуть вглубь проблемы. Что ответит активный Джек Рассел — своей неторопливой хозяйке, когда она подтягивает поводок к ноге и заглядывает в душу!