В работе с клиентами часто выходит тема взаимоотношения с родителями. И многих людей пугает это: «Я не хочу трогать мать/отца… Я боюсь разрушить отношения с ними… Я не должен говорить о них плохо»… и много подобных фраз звучит на сессиях. Да, эти чувства понятны, так же как и страхи, связанные с этим. И тут конечно, важная задача психолога — донести до сознания человека, что образ внутреннего воспоминания о родителе и реальная мать/отец, это не одно и то же. Это след, кадр, который запечатлелся когда-то в подсознании. На сессиях идет работа не с реальными родителями, а с теми образами, которые «живут» в головах и сердцах людей! А точнее в бессознательных образах детских переживаний. Не секрет, что родители — это ключевые фигуры в жизни каждого человека, и от взаимодействий с ними, особенно в раннем возрасте, в большей степени зависят «базовые настройки» взрослого человека в жизни здесь и сейчас, поэтому так важно идти в эти непростые переживания.
Работа с образами родительских фигур позволяет высвободить застрявшие чувства и непрожитые эмоции, которые многим детям, особенно постсоветского периода, не позволяли проявлять, нельзя было говорить о своих желаниях, приходилось, стиснув зубы, подавлять всё в себе. Родители, те самые значимые фигуры, давали много установок, запретов, без объяснений: «Просто нельзя и всё!», «Молчи и слушай!», «Я последняя буква…» и т.д. И не потому, что родители были плохие (я не говорю сейчас о тех случаях, когда дети подвергались реальному физическому или эмоциональному насилию). Просто они сами не знали как по-другому, не знали, что о сложных чувствах можно разговаривать, не обвиняя, что ребенок еще с самых первых мгновений своего существования, чувствует и принимает в себя эмоции и переживания близких ему людей. Вспомните, сколько раз в детстве, приходилось присутствовать при конфликтах родителей, при взрослых разговорах, когда ребенок слышал фразы: «Да говори, он/она еще маленьких, всё равно не поймет!». А ребенок понимает и присоединяется к чувствам близкого взрослого, и принимает их в себя. Например, раз маме плохо, она со мной устала, значит, это Я плохой. И это остается внутри. И с таким ощущением себя ребенок становиться подростком, потом взрослеет, ощущая себя плохим! А значит со мной можно плохо обращаться, не обращать на меня внимания, не ценить. Ведь глубоко в душе человек уверен в своей изначальной плохости! И здесь работа идет с тем образом матери, которая тогда в раннем детстве не поддержала ребенка, не сказала, что он любим и важен ей, просто были другие внешние причины ее усталости, например, болезнь или расставание, и ребенок не виноват в этом! Здесь нет обвинений родителей, идет работа по изменению эмоционального восприятия человеком себя, принятию своей ценности, изменению деструктивного самоощущения.
Да, «все мы родом из детства», и все непрожитые ситуации, чувства остаются в подсознании как в снимки в фотоальбоме… И скорее всего, больше будет именно детских отпечатков. Но в своем внутреннем мире человек всегда может вернуться и перепрожить те моменты, которые несут в себе тяжелые воспоминания и непрожитые эмоции, освободив место радостным, вдохновляющим моментам и новым ресурсным состояниям.