Многие клиенты приходят на первую консультацию в надежде, что она и станет последней, что все решится легко и быстро: клиент расскажет историю, психолог даст рекомендации (советы), и они мирно распрощаются. Такая модель взаимоотношений очень знакома нашим людям — она взята из медицины, когда пациент приходит к врачу, рассказывает, что у него болит, получает диагноз, рецепт и рекомендации по образу жизни. Пациент заходит в аптеку и покупает свое здоровье в жидком или таблетизированном виде. Про рекомендации врача по изменению образа жизни человек часто и не вспоминает, воспринимая их как ненужное приложение к рецепту. И вроде бы все хорошо, но почему-то не надолго…
Психотерапия так не работает. Одной консультацией здесь явно не обойтись.
Психотерапию я часто сравниваю с изучением иностранного языка. Приходя к психологу, клиент учится говорить на неизвестном ему языке своих чувств и переживаний, думать на нем и совершать поступки, опираясь на новые изученные знания.
А теперь представьте, что вы успешно провели с преподавателем первое занятие. Вот вы уже знаете несколько иностранных слов, которые были вам особенно интересны и вполне можете ими пользоваться в повседневной жизни. И вот вы мечтаете о том, что сможете прочитать пару предложений. Вы приходите домой, открываете иностранный журнал и испытываете разочарование — оказывается там слов несколько больше, чем вы предполагали. И вроде смысл предложения на поверхности, но вы никак не можете его уловить, вам не хватает знаний. И теперь вопрос — вы пойдете еще на занятие по изучению иностранного языка?
Человек, который хочет его изучить, скорее ответит на вопрос положительно, пойдет и продолжит изучение. Который же не хочет (а только думает, что хочет), решит, что курсы иностранного языка слишком дороги для него, преподавание было плохим, дорога долгой, а день дождливым. И вот мы подошли к вопросу мотивации, но эта тема для другой статьи.
Психотерапия это обучение, только материалом для изучения является сам клиент и его взаимоотношения. Взаимоотношения с окружающими людьми, с самим собой, с психотерапевтом, изучение прошлого клиента и углубление в него с целью понимания настоящего и изменения будущего — вот те темы, которые изучаются в кабинете психолога. И для изучения этих тем важна регулярность и систематичность.
Обычно работа с психологом в гештальт-подходе проходит с регулярностью один раз в неделю. В особенных случаях, к которым относятся острые состояния клиента или очень высокая мотивация на личностные изменения, консультации могут проходить 2 раза в неделю некоторый период времени, после которого устанавливается обычный режим работы один раз в неделю.
По моим наблюдениям режим «один раз в неделю» действительно является наиболее оптимальным для работы: за неделю в окружающей и психической жизни клиента многое происходит и это является материалом для работы. Иногда событий происходит несколько больше, чем можно уместить в отведенное время сессии, и клиент вынужден обучаться делить свою жизнь на главное и второстепенное, о чем стоит говорить во время сессии, а что менее важно, тем самым клиент осуществляет выбор и учится брать ответственность за свой выбор. Если проводить встречи чаще без острой нуждаемости в этом клиента, может оказаться, что на сессии не о чем говорить — клиент утомлен, ничего особенного не произошло и возникает вопрос «зачем я здесь?». При встречах реже единожды в неделю есть опасность потерять нить работы — за это время произошло слишком много и клиенту сложно сориентироваться, с чем же именно сейчас поработать, клиент может теряться, стремиться рассказать все, что произошло за это время, а эта череда событий съедает время и еще более запутывает клиента. Если объяснить это явление в метафоре изучения иностранного языка, то ученик уже изрядно позабыл изученный материал, ему сложно в нем ориентироваться, преподавателю нужно уделить особенное время, чтобы вновь структурировать его знания.
Мне хочется подчеркнуть важность регулярного посещения психотерапевта! Но клиент может поступать по своему желанию и усмотрению, ибо каждый человек несет сам ответственность за свою жизнь и свои поступки. Обесценивание психотарпевтической работы — это поступок. И если изучающий иностранный язык человек при нерегулярном посещении занятий рискует так никогда и не выучить этот язык, то клиент, пропускающий или переносящий сессии, рискует не прожить свою жизнь так, как он хотел и мог ее прожить, вот и всего лишь!