Сопротивление в терапевтическом процессе – это вполне легализованный и нормальный феномен, который встречается очень часто.
Часто сопротивление вызывает много эмоций и у клиента, и у терапевта. И обоим участникам процесса может захотеться что-то сделать.
Клиенту, например, начать отрицать, злиться, исчезать и не приходить на сессии, вытеснять для устранения осознания трудностей и многое другое.
С терапевтом тоже может происходить всякое, например, он также может начать злиться, стараться еще больше помочь, так как будет чувствовать бессилие и безвыходность, так как такой процесс может переживаться, как хождение по кругу (но терапевты для этого как раз и учатся и посещают супервизию и личную терапию, чтобы замечать эти процессы и оставаться в них устойчивость).
Так работают механизмы нашей психологической защиты. И это нормально! Когда мы встречаемся с чем-то новым, болезненным, пугающим, то шаг в эту тему может быть очень трудоемким, ведь после этого что-то может измениться.
В связи с этим сопротивление, как часть терапевтического процесса, и психологические защиты, которые нам помогают или не помогают в повседневной жизни – стоит рассматривать, как удовлетворение наших потребностей. Так как ничего не менять, не выбирать, не проживать, например, болезненные или пугающие переживания – за этим может быть потребность в безопасности, в избежание боли и страха. И хочется повториться и сказать, что это нормально!
У каждого из нас свой темп, в каких-то темах мы продвигаемся быстрее, в каких-то медленнее, а в каких-то вообще стоим, боясь пошевелиться. И это обусловлено нашими потребностями в привычном и понятном, в сохранении нашей целостности. Ведь изменения происходят мышиными шагами, по чуть-чуть, с опорой на то, что есть, на тот конструкт и ту систему наших психологических защит, которые выработались за многие-многие годы.
Чтобы почувствовать свободу – порой достаточно увидеть потребность в своих выборах, которые могут нами восприниматься, как негативные или неправильные. И именно наше отношение к нашим выборам – создает или не создает напряжение.
Допустим такую ситуацию:
Я хочу кому-то отказать в просьбе из-за отсутствия сил, но не могу, поэтому помогаю.
В этом выборе есть напряжение, так как происходит внутренний конфликт двух потребностей. Первая потребность – сохранить себя от страха отвержения, быть принятым, таким образом быть в безопасности. Вторая потребность – не делать того, на что мне не хватает сил, таким образом сохранить свою стабильность, устойчивость эмоциональную и физическую, и тоже быть в безопасности.
Убирая негативное отношение к этим двум потребностям, можно начать исследовать, как я поступаю и выбираю, почему именно выбранная мною сейчас потребность была важнее, чем другая.
В процессе терапии я предлагаю смотреть клиенту: как происходит его выбор? что именно происходит и когда? как происходит то, что происходит? и что благодаря этому получается? А также, что происходит именно в этот момент на нашей сессии?
Как мне кажется, задача терапевта – дать быть любым процессам клиента, так как наша жизнь сама по себе –процесс. И если появляется сопротивление, то я могу быть рядом; помогать исследовать клиенту, о чем оно; отражать то, что происходит с клиентом, со мной и между нами. Ведь сопротивление – это удовлетворение каких-то потребностей, которые можно помочь клиенту сделать видимыми. А если начать идти напролом, без ориентирования на клиента, то надо помнить, что любая сила действия равна силе противодействия.
И заканчивая данные размышления, хочется сказать, что в такие моменты терапевтический процесс может казаться действительно хождением по кругу.
Но это не так!
Ведь психотерапия – это путешествие, из которого «таким же» не возвращаются, даже после одной сессии. Это движение по спирали, которая с каждым разом становится шире/глубже или наоборот.