<<< Все статьи психологов
Зорина Эльвира Автор: Зорина Эльвира
31 мая 2021 г.
3180

Семейные травмы

травмы
Семейные травмы
Ребенок – носитель семейной истории, а зачастую и семейного симптома. А бывает и так, что семейный симптом передается из поколение в поколение

Ребенок – носитель семейной истории, а зачастую и семейного симптома. А бывает и так, что семейный симптом передается из поколение в поколение. Еще Зигмунд Фрейд сказал:

«Ошибочно полагать, что одно поколение семьи может скрыть от следующего свои важные психологические процессы».

Семейные травмы мы наследуем от наших родителей и других членов нашего рода; подавленная, непроработанная травма легко переходит к следующим поколениям.
Например, страх остаться одной, если в истории рода мужчины уходили или с ними что-то случалось, и женщины оставались один на один с жизненными трудностями. Сюда же относятся истории раскулачивания, участие в военных действиях, внезапная непредсказуемая смерть, суицид, психические заболевания, насильственные миграции, голод… Вот такое вот наследство иногда имеет человек, живет и не подозревает о нем.

Это травматические события, которые остались не переработаны одним поколением, так как не завершили своего горевания, на бессознательном уровне передаются следующему поколению.

«его особенность состоит в том, что оно никогда не было осознанным  и является результатом передачи из бессознательного ро­дителя в бессознательное ребенка, механизм которой пока неясен».(Шутценбергер, с. 70)
Французский психоаналитик Серж Тиссерон описывает так передачу межпоколенческой травмы, которая передается даже в том случае, если она замалчивалась.

«Не передавая какую-то информацию на вербальном уровне, то есть замалчивая ее, предки транслируют её потомкам на невербальном уровне, секрет «просачивается» посредством символов, образов, жестов, интонации, манеры речи».

Если травма была не переработана, тогда семья оказывается под воздействием травматического события. Ответом на травму является плохо осознаваемое повышение уровня тревоги и повышение контроля.
Человек может не знать все подробности истории, но чувствует и перенимает тревогу и другие чувства, с ней связанные.
Задав себе следующие вопросы, можно понять, была ли у Вас семейная травма.

  • Подумайте, переживал ли кто-то из Ваших родителей/других родственников тяжелые эмоциональные психологические трудности
  • Испытывали ли Вы желание унять их боль?
  • Было ли Вам больно видеть, как он (они) страдает?
  • В нынешней жизни есть у Вас трудности, схожие с теми, какие были у родителей /других родственников?

Вместе с семейными травмами передается тайный язык страха.

На эту тему есть замечательная книга Марка Уолинна «Это началось не с тебя. Как мы наследуем негативные сценарии нашей семьи и как остановить их влияние».

Он объясняет тот факт, почему многие люди бессознательно принимают на себя чужую боль и каким образом ребенок  идентифицирует себя с одним из родителей, с его историей и его травмой.

Будучи детьми, мы хотели «разделить» с близкими людьми горе, чтобы помочь им, так как сильно их любили.В своей наивности тогда мы, вероятно, полагали, что можем облегчить их несчастье. В своем бессознательном наши чувства сливались с их чувствами с целью поддержки. Тогда мы еще не знали, как быть отдельно от родителей и связанными с ним. Как в сообщающийся сосуд к нам перетекала семейная травма. Но то, что мы усвоили когда-то, продолжает поддерживать цикл страданий.

Иногда в терапии поиски семейной травмы становятся тем недостающим кусочком головоломки, которого не хватает для понимания того, как строится жизнь человека.Проработка и переработка такой аналитической находки является важным этапом в терапевтическом процессе.

Важно посмотреть, как влияет на нашу жизнь наше семейное наследство, и что из него мы хотим взять с собой, а что, отдать тому, кому оно принадлежит.

Только в том случае, когда чувства наши станут эгодистонными («я и семейная травма теперь не одно и тоже», «это не моё»), тогда есть возможность освободиться и оставить травматическое переживание в прошлом.

Внутреннее исцеление возможно  и тогда, когда мы обнаруживаем в себе здоровую часть, о которой пишет Ф. Рупперт:

«Существует здоровый гнев, который помогает отстаивать свои границы и интересы. Существует здоровый страх, который предупреждает нас о реальной опасности. Существует здоровая любовь, сердечная и несобственническая. Существует здоровая скорбь, которая помогает выразить сильную боль. Существует здоровое чувство стыда, которое определяет наше социальное или сексуальное поведение и охраняет других людей от нас. Здоровые части «Я» — всегда настоящие, подлинные, честные, почтительные и правдивые» ( Ruppert 2007, C. 32).

1. Марк Уолинн. Это началось не с тебя.Как мы наследуем негативный сценарий нашей семьи и как остановить их влияние. «Издательство «Эксмо»,2020.

2. А.А. Шутценбергер. Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. М.,2005г.

3.Б.Ассель «От семейной расстановки к расстановке травмы»

Сохранить в соц. сети

Обсуждение на сайте
   


Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы комментировать статьи
Обсуждение в соц. сетях
Мнение пользователей социальных сетей Вконтакте и Дзен