Сориентироваться в современном мире сложно. Сложно это сделать даже пожившему человеку, а что уж говорить про человека молодого, свою жизнь только начинающего.
По моим многолетним наблюдениям современная школа профориентацию не ведёт, да и большинство учителей не слишком-то понимают перспективы окружающей жизни, не до того им сегодня. Так, что в плане профориентации надеяться не на кого. Объяснять, что ждёт их чадо впереди — это насущная задача родителей. А как это сделать, если сам не очень-то представляешь себе что к чему?
Именно такой вопрос встал передо мной в момент завершение школьного обучения моим сыном. Понятно, что спохватиться нужно было гораздо раньше. Но текущие дела, надежда на школу и на авось, привели к закономерному результату – школа закончена, ЕГЭ сданы хорошо, а куда идти дальше — непонятно.
Кроме того, приключилась ещё одна беда. На сына навалилась потеря интереса, о которой я уже писал. Он устал от учёбы, потерял ко всякой учёбе интерес и стремление. Ему всё стало безразлично.
Видя такое дело, мы с женой не стали настаивать на поступлении в ВУЗ. Я просто объяснил сыну альтернативу: не знаешь куда поступать, лучше не поступай никуда, иди служить в Армию. Тем более, что служить в то время уже надо было всего год. И сын понял ситуацию правильно, пошёл в ДОСААФ от военкомата, отучился бесплатно на водителя, а в дополнение к категории С, сдал ещё на категории А и В. И в конце осени пошёл служить.
Не понаслышке зная наши Вооружённые Силы, я ничуть не удивился, когда через три месяца в телефонном разговоре услышал от сына: «- Не знаю, куда пойду учиться, но знаю точно, что высшее образование получать необходимо!» От потери интереса к учёбе и от апатии не осталось и следа!
Год пролетел быстро и следующей осенью сын вернулся домой с твёрдым желанием поступать. Он сразу же засел за учебники, стал готовиться к пересдаче ЕГЭ, хотя школьный балл был у него высоким. Это было, конечно, хорошо. Но вот о том, куда поступать, на кого учиться, представления у него совершенно не было. И мои попытки поговорить на эту тему им воспринимались как-то болезненно.
Сделав несколько попыток подойти к разговору о направлении обучения, я понял, что не понимаю причин жёсткой и резкой негативной реакции на мои вопросы. Пришлось разбираться с происходящим. При этом выяснилась интересная вещь: проблема «упёрлась» в мышление. Год службы – это совсем мало. Но и этого срока оказалось достаточно, чтобы повлиять на «поисковую активность» мышления. Оно как бы «застыло». Школа не научила правильно работать с информацией, формулировать ключевые вопросы и искать на них ответы. А армия – добавила. Ну а негативная реакция – это просто защитный механизм, нежелание признавать свою беспомощность в вопросе. Ведь беспомощность – детское состояние. А в 19 лет человек всегда стремится быть самостоятельным и взрослым. Ни о какой беспомощности не может быть и речи, а уж тем более — её признания!
Выяснив суть вопроса, мы договорились с сыном о проведении условного курса занятий по восстановлению деятельности мышления и «научению» мышления самостоятельной и эффективной работе. Возможно об этом «курсе» напишу отдельно, а пока остановлюсь только на «инструменте», с помощью которого мне удалось выйти на «проблему мышления».
В один из разговоров я предложил сыну на время и на спор решить условную «аналитическую задачку» под названием «Кем быть». Она включала в себя три вопроса, на которые нужно было ответить в любой форме – от короткой записки до развёрнутого устного доклада. Вот эти вопросы:
- Прогноз развития мира/общества на ближайшие 7-10 лет: потребности, технологии, направления.
- Что будет важно для человека в «новом» мире – список качеств (модель специалиста будущего).
- Где эти качества сегодня можно приобрести и что надо делать для этого (конкретные учебные заведения, программы, кафедры).
Исходно мы взяли на решение этой задачи неделю. Но ни через неделю, ни через три недели я внятного ответа ни на один вопрос не получил. И вот, когда стали подробно разбираться с происходящим, вышли на «пустоту в голове», «отсутствие мыслей», «раздражение на себя за тупость» и ещё на многие интересные феномены, свидетельствующие о проблеме с мышлением. Тут же приняли совместное решение о том, что мышление надо сперва «раскачать», а потом тренировать. И с этого момента начали целенаправленную и плодотворную работу в этом направлении. Как строили и вели работу – постараюсь описать в отдельной статье.
По итогу сын поступил в МГУ, на «бюджет». Сделал это полностью самостоятельно. И через шесть лет успешно завершил обучение.