Долгое время я вынашивала в себе идею интерпретации сказок через схема-терапию.
Сегодня, наконец, таки решила воплотить ее в реальность. Вообще, сказки, это очень мощный ресурс, который помогает и предостерегает от неприятностей. Но все ли мы слышим голоса предков, все ли понимаем скрытый смысл, заложенный в них? У всех ли смыслы одинаково сходятся?
Читали ли вы сказку про «Красные башмачки» у Г.Х. Андерсена? Если нет, прочтите на досуге, сейчас я коротко перескажу ее:
«Жила-была девочка, премиленькая, прехорошенькая, но очень бедная, и летом ей приходилось ходить босиком, а зимою — в грубых деревянных башмаках, которые ужасно натирали ей ноги. Однажды башмачница пожалела ее и сшила ей из остатков кожи пару башмачков, выглядели они конечно очень неуклюже и нелепо, но девочка (Карен) была благодарна, и в этот же день обновила их, пойдя хоронить свою мать. Мимо траурного шествия ехала дорогая карета, в которой сидела богатая барыня. Она увидела девочку, пожалела ее и взяла к себе жить. Все это время, девочка думала, что это все благодаря ее прекрасным красным башмачкам, но барыня выкинула ее башмачки, потому что для нее, они выгляди совершенно безвкусно и безобразно. Карен сильно расстроилась и переживала, ей тяжело было принять данный поступок мачехи, но делать было нечего. Шло время, девочка росла, мачеха старела. Пришло время конфирмоваться, а перед этим нужно было заказать платье и туфли. Карен с мачехой вновь пришли к башмачнику. В то время мачеха уже очень плохо видела, и не могла также избирательно относиться к выбору девочки. Поэтому девочка выбрала сама. Ее взгляд упал на чудесные красные башмачки из лаковой кожи, такие, что глаз не оторвать. Она не смогла противостоять соблазну и раз никто не мог контролировать ее она без раздумий взяла их. Тем более, что они были ей впору. Но старая госпожа не знала, что они красные, — она бы никогда не позволила Карен идти конфирмоваться в красных башмаках, а Карен, как раз, так и сделала. У входа в церковь их встретил старый солдат и поклонился им. Он тоже залюбовлся башмачками, а девочка протянула ему свою ножку. Он сказал глядя на них: «— Ишь, какие славные бальные башмачки! — сказал солдат. — Сидите крепко, когда запляшете!». И он хлопнул рукой по подошвам. Старая барыня дала солдату скиллинг и вошла вместе с Карен в церковь.
Все люди в церкви глядели на ее красные башмаки, все портреты — тоже. Карен преклонила колена перед алтарем, и золотая чаша приблизилась к ее устам, а она думала только о своих красных башмаках, — они словно плавали перед ней в самой чаше.
Карен забыла пропеть псалом, забыла прочесть «Отче наш».
Народ стал выходить из церкви; старая госпожа села в карету, Карен тоже поставила ногу на подножку, как вдруг возле нее очутился старый солдат и сказал:
— Ишь, какие славные бальные башмачки! Карен не удержалась и сделала несколько па, и тут ноги ее пошли плясать сами собою, точно башмаки имели какую-то волшебную силу. Карен неслась все дальше и дальше, обогнула церковь и все не могла остановиться. Кучеру пришлось бежать за нею вдогонку, взять ее на руки и посадить в карету. Карен села, а ноги ее все продолжали приплясывать, так что доброй старой госпоже досталось немало пинков. Пришлось, наконец, снять башмаки, и ноги успокоились.
Вот однажды, барыня слегла, сказали, что ей осталось не долго. Карен в очередной раз пригласили на балл. Девочка на секунду задумалась, стоит ли ей идти на него, ведь в такой момент нужно остаться рядом с мачехой. В мыслях девочки промелькнуло: «Она все равно уже не жилец. А я могу отдохнуть и развеяться.». Карен, не раздумывая достала спрятанные башмачки, поехала на балл и начала танцевать.
Но вот она хочет повернуть вправо — ноги несут ее влево, хочет сделать круг по зале — ноги несут ее вон из залы, вниз по лестнице, на улицу и за город. Так доплясала она вплоть до темного леса.
Что-то засветилось между верхушками деревьев. Карен подумала, что это месяц, так как виднелось что-то похожее на лицо, но это было лицо старого солдата с рыжею бородой. Он кивнул ей и сказал:
— Ишь, какие славные бальные башмачки!
Она испугалась, хотела сбросить с себя башмаки, но они сидели крепко; она только изорвала в клочья чулки; башмаки точно приросли к ногам, и ей пришлось плясать, плясать по полям и лугам, в дождь и в солнечную погоду, и ночью и днем. Ужаснее всего было ночью!
Она так вымоталась, что приплясала обратно к церкви. У церкви стоял тот самый солдат. Он увидел ее и сказал: «— Ты будешь плясать, плясать в своих красных башмаках, пока не побледнеешь, не похолодеешь, не высохнешь, как мумия! Ты будешь плясать от ворот до ворот, и стучаться в двери тех домов, где живут гордые, тщеславные дети; твой стук будет пугать их! Будешь плясать, плясать! И помочь тебе сможет только палач, который отрубит твои ноги!».
Карен не была согласна на такой исход, но танцы ее так измотали, что выбора не было. Девочка умоляла палача отрубить ей ноги потому, что танцевать мумией не хотелось.»
Так Карен за свою свободу заплатила огромную цену. Вместо двух ног, теперь у нее две деревяшки. И следуя своим желаниям, она потеряла то, что имела.
Мне очень давно откликается тема про зависимость и то, как это влияет на жизнь человека. Я много встречала женщин и мужчин, которые были во власти этого феномена. И видела, как человек страдает, его границы рушатся (если они вообще есть), как страх покинутости берет верх, как в голове «лучше сегодня, чем неизвестно когда», как ты каждый раз отступаешь от себя и становишься маленьким уязвимым ребенком, лишь бы не оставили, не бросили, лишь бы выдали порцию любви еще раз. Когда каждый раз обещаешь себе, что «сегодня» он последний. Но с каждым новым разом — срываешься.
Давайте представим, что «Башмачки» из сказки – это наш партнер в жизни. И люди, впадающие в зависимость от своего партнера, склонны вести себя также как Карен из сказки. Мы можем неосознанно жертвовать собой, своими близкими, своими ценностями и временем только ради того, что бы угодить другому. Но в конечном счете, мы всегда проигрываем. Такие отношения нас разрушают, разрушают нашу природу. И порой очень сложно выйти из этого замкнутого круга. Точнее у нас нет ресурса взять себя в руки и справиться с этим самим.
Если попробовать разобраться, исходя из направления схема-терапии, то в глаза сразу бросается схема недостатка самоконтроля (когда девочка не может побороть свои желания и жертвует ради танцев в башмачках мачехой), поиска одобрения (когда выйти в свет в этих башмачках означало получения внимания и именно в них она чувствовала себя прекрасно). В сказке прекрасно видно, как девочка действует под руководством данных схем. Очень заметно, что Карен находится в режиме импульсивного ребенка, данный режим руководствуется непосредственным стремлением к удовольствию, без учета границ, чувств и потребностей окружающих. (Когда она надевает красные башмачки в церковь или оставляет мачеху перед смертью, что бы посетить балл).
И это только часть схем и режимов, которые есть у героини в данной сказке. В терапии, мы шаг за шагом разбираем каждую схему. Находим причину ее образования и устраняем ее путем рескриптинга. Знакомимся со своими режимами и шаг за шагом приручаем своих волков.
Если вы думаете, что никогда не сможете вести себя по другому. Жить свою жизнь ради себя, а не ради партнера – не медлите. Достаточно иметь желание выйти из замкнутого круга и идти к цели, хоть маленькими шагами. У вас все получится! Действуйте!