И рыбку съесть — и в воду не лезть.
Это выражение — лозунг сегодняшней статьи. Скоро поймёте, почему)
Сейчас мы поговорим про зависимости. Не про те, которые от всяких интересных веществ, а про нехимические. Хотя механизм действия у них один и тот же.
Итак.
За счёт чего формируется, допустим, игромания?
Что мы получаем от игры?
Приятные эмоции, конечно. При минимуме неприятных.
Прохождение квестов и миссий в игре – это достижение, преодоление.
А достижение – один из основных и, пожалуй, самый яркий источник положительных эмоций.
Потому что достижение как бы говорит нам:
“Ты смог, ты справился, ты герой!”
Такой яркий ярлык, вызывающий насыщенные позитивные эмоции.
Внимание: следующий фрагмент текста может выглядеть как обесценивающий, обвиняющий или ещё какой-нибудь нехороший. Это не так. В смысле я не хочу кого-нибудь завиноватить — просто я не знаю, как его переписать, чтобы читалось нормально (в моей голове оно читается неприятно). Так что представьте, что я произношу это сочувствующим тоном, без сарказма и иронии — и надеюсь, что это только в моей голове звучит обесцекнивающе).
Офигенно же, ну.
Так достигай и радуйся!…
Но всякие там достижения могут сопровождаться трудными переживаниями. Чтобы пробежать марафон, нужно тренироваться. А тренировки вызывают скуку, одышку и жжение в мышцах. И в боку от них колет. И ещё ведь не факт, что выиграешь: бегаешь, мучаешься, а придёшь пятым — тогда привет, разочарование и обида. А достижений-то хочется.
А где достигать, если на стадионе так неприятно?
В игре! Там и достижение ого-го и в боку не колет. А если продуешь, то не так обидно: ты же не бегал, не мучился, только кнопки нажимал.
Профита много, страданий – мало.
И рыбку съесть — и в воду не лезть.
Решено, гамаем.
А можно ещё так:
Приходишь вечером с работы, а в голове задачи-совещания-планёрки и клиент-чудак.
Нужно от-дох-нуть.
Но мысли мешают, заразы.
Как переключиться и заполучить дофаминчика?
Совершить мысленное усилие? А если не получится? Сложно.
Решено, гамаем.
Сразу хочу оговориться: испытывать сложные эмоции и не хотеть что-то делать – нормально.
Это не значит, что вы «слабак» или ещё кто-то там [см. статью “Драники молчат”]
Эволюционно наш мозг заточен под поиск наиболее простых решений.
И если перед ним условно стоит задача совершить достижение, он постарается выбрать самый простой способ. Например, игру.
И рыбку съесть — и в воду не лезть.
А ещё мозг стремится к стабильности.
Поэтому если способ работает, мозг к нему привыкает и особо не ищет новых путей. А иногда [на самом деле часто] даже сопротивляется и раз за разом возвращается к старому. К игре, например.
И вот мозг привык, игра используется всё чаще. В любой непонятной ситуации – играй.
Игра занимает уже 18 часов в сутки, а чтобы получить больше достижений, ты вкидываешь в неё деньги.
Игра уже давно не стоит свеч, но мозг привык, подсел, он по-другому уже не умеет…
Думаю, понятно, что сейчас я описываю крайний случай.
В большинстве ситуаций всё не так ярко.
И, более того, все мы на чём-то “сидим”.
Кто-то беспрестанно осваивает новые виды макияжа.
Кто-то коллекционирует открытки.
Кто-то отказывается всё от новых и новых продуктов.
И каждый новый мейк, каждая уникальная открытка, каждое «я теперь не ем…» – достижение.
Достижение = яркие приятные эмоции.
А просмотр альбома с открытками или своих фоток с макияжем – это как прогулка по собственной Аллее Славы, по своему Залу Достижений.
Признайтесь честно, вы пересматриваете свои крутые сториз? А фотки?
Я пересматриваю.
Это оно и есть: я красивый, я умный, я герой.
Но давайте вернёмся немножко назад, к игре. И, например, к коллекционированию.
Что происходит, когда формируется зависимость?
Постепенно игровые задачи приобретают такую же значимость, как обычные жизненные.
А потом становятся даже более значимыми.
Нет никого более организованного и пунктуального, чем геймер, которому нужно зайти в игру ровно в 11:00, чтобы собрать бонусы.
При этом он же может неделю откладывать поход в магазин за хлебом.
Коллекционер может проехать три страны ради редкой монетки, но не пойдёт на родительское собрание к сыну в школу, потому что «нет времени».
Приоритеты меняются.
Я не стану сейчас рассказывать про «тревожные звоночки» и «как определить, что…» – этого в Гугле выше крыши, пользуйтесь.
Я расскажу, что:
Основа в терапии зависимостей – выбор.
Выбор каждый раз.
Каждую секунду мы выбираем, чем сейчас будем заниматься. Сядем играть или выйдем на улицу?
И второй столп терапии зависимостей – мотивация.
Мотивация – это когда ты знаешь и помнишь, для чего ты всё это делаешь, для чего совершаешь выбор.
Вместо напутствия:
Желаю всем иметь выбор, лезть или не лезть в воду, чтобы съесть рыбку.
Потому что поедание только сухой рыбы может привести к обезвоживанию и обезрыбливанию)