Как уменьшить болевую чувствительность, повысить болевой порог? - консультация психолога

Здравствуйте. Не уверен, на сколько относится вопрос к психологии, но не знаю, где еще задать. Не повезло со здоровьем - с рождения часто болею, а с возрастом еще чаще и сильнее. Постоянно сопровождают болезненные ощущения. Иногда такие сильные, что не могу спать. Подозреваю, что у меня низкий болевой порог, отчасти поэтому и тяжело терпеть. Даже самые обычные воздействия причиняют боль. Например, не могу мыться мочалкой, даже детской губкой. Потянул какую-то мышцу - две недели больно дышать. Если кто-то не сильно поранится или загонит занозу, забывает через 10 минут, а у меня же это становится значимым событием на две-три недели жизни. Занимаюсь физкультурой - регулярно и осторожно, но у меня всегда болят мышцы, как будто дал нагрузки первый раз после долгого перерыва. В норме при таком режиме тренировок постоянных болей быть вообще не должно. Каждый день, когда ложусь спать, через 10-15 минут под собственным давлением начинает болеть тело (что дополнительно усугубляет бессонницу). И это у меня еще мягкий матрас.
Можно с этим что-то сделать? Как научиться легче переносить боль, особенно, очень продолжительную? Боюсь, в старости, если до нее доживу, здоровье станет еще хуже, появятся еще более серьезные болезни и потребуются еще более значительные медицинские вмешательства, это будет совсем невыносимо. Тем более, с обезболивающими даже сейчас бывают проблемы. Эти мысли не постоянно крутятся последние лет 10-15. Если психология не дает ответы в таких ситуациях, где их искать?
Из того, что читал, понял, что на чувствительность к боли немного влияют психологическое благополучие, наличие социальных связей, баланс нейромедиаторов. Все, что могу, делаю в этом направлении (хоть и без результатов пока). Но, может быть, есть что-то еще?
Басова Надежда

Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Иван
Здравствуйте, Иван! Понимаю Ваше состояние, то, какое затруднение создаёт такая чувствительность к болевым ощущениям. Я думаю, что психологически можно помочь себе справиться с этой особенностью реагирования организма.
Существует много методов работы для достижения данной цели. Важно узнавать разные способы, пробовать применять их, записывать - фиксировать достижения, отмечать наиболее действенные методы и свои собственные открытия, наработки.
Уменьшить болевую чувствительность и повысить болевой порог могут помочь техники управления чувствами, релаксации, визуализации, развития положительного мышления, техники дыхания, произнесения положительно направленных утверждений, биологической обратной связи, самовнушения.
Глубокое и ритмичное дыхание может помочь снять напряжение и снизить болевую чувствительность. Изменения в дыхательном ритме могут воздействовать на активность нервной системы и восприятие боли. Найдите тихое и спокойное место, где вы можете комфортно сидеть или лежать. Закройте глаза, чтобы улучшить концентрацию. Сядьте с прямой спиной или лягте на спину. Это помогает расширить грудную клетку и улучшить поток кислорода. Начните вдыхать медленно и глубоко через нос. Сосредоточьтесь на том, чтобы воздух наполнял ваш живот, а не грудь. При этом живот поднимается при вдохе, а опускается при выдохе. Постарайтесь установить ритм дыхания, например, вдыхайте на 4 счета, затем задерживайте дыхание на 2 счета и выдыхайте на 6 счетов. Это может варьироваться в зависимости от вашего комфорта.
Мысленно сосредоточьтесь только на своем дыхании. Представьте себе, как каждый вдох приносит вам спокойствие, а каждый выдох уносит стресс и болевые ощущения. Постепенно увеличивайте продолжительность сеанса глубокого дыхания. Начните с 5-10 минут и постепенно увеличивайте до 20-30 минут. Глубокое ритмичное дыхание может помочь снизить болевую чувствительность, так как оно способствует расслаблению и снижению стресса. Эта техника может использоваться как самостоятельный метод снижения боли или в сочетании с другими приемами, такими как визуализация или позитивное мышление. Регулярная практика глубокого дыхания может улучшить вашу способность управлять болевыми ощущениями.
Техники медитации, релаксации способствуют уменьшению стресса и напряжения, что может снизить восприятие боли.
При визуализации можно представить себя и ощущать в спокойном, приятном месте. Это поможет отвлечься от боли и уменьшить ее интенсивность.
Также можно представить цвет боли, мысленно окрашивая выдох этим цветом, будто бы Вы выдыхаете этот цвет - т.е. воздух, окрашенный этим цветом. Затем нужно представить цвет приятного здорового состояния и самоощущения, мысленно окрашивая каждый свой вдох этим цветом. Таким образом дышать: выдыхая цвет боли из себя и вдыхая цвет здорового приятного ощущения, наполняя им каждую свою клетку на вдохе.
При визуализации можно использовать технику, в которой Вы отправитесь в волшебную аптеку, или к волшебному доктору, или к ангелу хранителю, или к Богу, и т.д. - к любому приятному и значительному для Вас персонажу, который с помощью своих средств и способов снимет Вашу боль, устранит ее, высвободит, даст Вам здоровое приятное самоощущение. Важно при выполнении техник визуализации полностью сосредоточиться на представляемых образах, переживании своих чувств и ощущений, восприятии цвета, запаха, звука и т.д. Тогда техника поможет.
Позитивный настрой и убеждение в своей способности справиться с болевыми ощущениями могут помочь увеличить болевой порог. Повторение утверждений о том, что Вы способны перенести боль, или - Вы сосредоточены на приятном для себя ощущении - ... (можно выбрать желаемое ощущение), может укрепить моральное, физическое, психологическое состояние.
Возможно, будет полезно узнать о технике биологической обратной связи, и что-то взять для себя на вооружение, применить в личном подходе. Техника биологической обратной связи позволяет контролировать физиологические процессы, такие как сердцебиение и мышечное напряжение. Такой контроль может воздействовать на восприятие боли. В экспериментальных условиях, при участии врачей, по данным, собранным с помощью мед. аппаратов, человек в реальном времени (с помощью видео, звука или графиков) видит как его физиологические процессы реагируют на различные мысли, эмоции или техники релаксации. Человек обучается управлять своими физиологическими реакциями с целью достижения желаемых состояний. Например, через биологическую обратную связь можно научиться снижать сердечный ритм, уменьшать мышечное напряжение или повышать температуру кожи. Человек может применять эту технику в различных ситуациях, где могут возникнуть болевые ощущения. Это позволяет укрепить навыки контроля за физиологическими процессами и уменьшить болевую чувствительность. Эта техника применима для снижения стресса, тревожности и других психологических состояний, которые могут ухудшать восприятие боли.
Самовнушение может помочь создать ментальный барьер против боли и увеличить вашу толерантность к ней.
Пытайтесь управлять своими чувствами, стараясь называть каждое ощущение, которое Вы переживаете, говорить ему, например , "боль, я вижу тебя , ты есть", и следом называть то ощущение, которое Вы выбираете, например, "я выбираю расслабление, расслабление, я вижу тебя, ты есть", или " я выбираю легкось, лёгкость, я вижу тебя, ты есть". Называйте другие сопутствующие чувства, например: "страх, я вижу тебя, ты есть, я выбираю смелость, смелость, я вижу тебя, ты есть", или "ярость, я вижу тебя, ты есть, я выбираю решительность, решительность, я вижу тебя, ты есть", и т.д.
Можно попробовать выполнить какие-то техники в работе с психологом. Вместе с психологом составить свой перечень техник и способов работы с болевыми ощущениями.
Каждому человеку подойдёт что-то своё, можно пробовать разные техники. Уменьшить болевую чувствительность и повысить болевой порог можно с помощью продуманных тренировок. Обучаясь в специально для себя разработанной системе, применяя комплекс техник, фиксируя достижения, отмечая показатели повышения способностей в этой области, Вы сможете значительно развить свою саморегуляцию, связанную с восприятием и переживанием боли ( телесной и душевной).
Если у вас есть хроническая боль или серьезные заболевания, консультируйтесь с врачами при составлении плана тренировок.
С уважением Басова Надежда Анатольевна +79372254956, Viber, WhatsApp
Кожемяко Оксана
Психолог
г. Самара
Транзактный анализ
Ответ для: Иван
Иван, здравствуйте. Я бы поисследовала тему "Не повезло со здоровьем - с рождения часто болею" - потому что за этой фразой достаточно часто вылезают ситуации, когда родителям (или лицам их замещающим) было выгодно, чтобы их ребенок болел. Конечно, неосознанно. В дальнейшем, ребенок считывает этот посыл и переносит во взрослую жизнь. Очень похоже, что у Вас тот же случай. Увы, сейчас только остается гадать, есть тут связь с психосоматикой или нет, ситуацию однозначно стоит поисследовать на сеансах.
С уважением, ваш личный психолог по отношениям, Кожемяко Оксана Запись на первую консультацию : 89276081457 (Telegram, Whats app, Viber) Telegram: https://t.me/OksanaKozhemyako