Проблема со внимательностью/концентрацией - консультация психолога

Мне 18 лет, студент. Проблему с концентрацией заметил в 11 классе. Она заключается в том, что, например, в простых задачах я допускаю глупые ошибки или при прочтении текста иногда пропускаю слова или неправильно их прочитываю. Так же сложно было находиться в постоянной концентрации при подготовке к экзамену, часто отвлекался либо долго собирался с мыслями, чтобы начать подготовку. Как следствие, подготовка проходила сложно, но я не сильно беспокоился и сдал хорошо. Эту проблему я связывал с моей мечтательностью и не предавал особого значения.
Но в последнее время эта проблема усугубилась, вследствие того, что я поступил и учусь в одном из топовых вузов. Окружающие говорят, что на первом курсе всегда сложно, но ведь проблема появилась давно. И программу я с трудом, но понимаю, все свое время отдаю учебе, свободного времени практически нету. Однако не могу успешно сдавать зачётные работы, постоянно где-то ошибаюсь.
Так ещё и остальные проблемы, которые связаны с моей печалью/грустью из-за прошлого, переменным настроением, самооценкой все чаще дают о себе знать. И всё это как снежный ком бьёт по психике, хуже стал спать/засыпать. Особенно беспокоит именно проблема со внимательностью, из-за нее я не могу нормально учиться.
Буду крайне благодарен за помощь!
Радченко Виталий

Психолог
г. Новосибирск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Арсений
Здравствуйте, Арсений. Я понимаю, как вас беспокоит ситуация, с которой вы столкнулись. Вы совершенно правильно делаете, что обратили внимание на эти изменения и решили разобраться в проблеме. Давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения психологии.
Ваши трудности с вниманием, вероятно, не являются просто "особенностью характера" или "мечтательностью". Они могут указывать на несколько возможных причин, которые взаимодействуют между собой: 1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - возможная причина. Хотя вы и не говорите о гиперактивности, СДВГ может проявляться и только в виде проблем с концентрацией и вниманием. Эти сложности, как правило, проявляются в детстве, но не всегда диагностируются своевременно, а могут стать заметнее при увеличении нагрузки. (Исследования показывают, что СДВГ часто остается недиагностированным у взрослых, особенно если он проявляется только в виде проблем с вниманием). 2. Стресс от учебы в сложном вузе, давление со стороны окружения, а также ваши личные переживания могут перегружать вашу нервную систему и негативно влиять на вашу способность концентрироваться. Стресс вызывает выброс гормона кортизола, который негативно влияет на когнитивные функции, в том числе внимание и память. 3. Непроработанные эмоциональные проблемы. Печаль/грусть из-за прошлого, перепады настроения и проблемы с самооценкой могут занимать большую часть вашего эмоционального ресурса, оставляя меньше "места" для концентрации и учебы. Если вы постоянно думаете о прошлых неудачах, вам будет сложно сосредоточиться на текущих задачах. 4. Плохой сон и трудности с засыпанием могут усугубить проблемы с вниманием и концентрацией. Недостаток сна негативно влияет на когнитивные функции, в том числе внимание, память и скорость обработки информации.
Что я рекомендую: 1.Обратитесь к специалисту (психотерапевту или психиатру) для проведения диагностики СДВГ. Это позволит вам получить точный диагноз и соответствующее лечение (если оно необходимо). Не стоит бояться этого, это не приговор, а наоборот возможность понять себя и получить необходимую помощь. 2.Рассмотрите возможность работы с психологом или психотерапевтом, чтобы проработать свои эмоциональные проблемы. Это поможет вам освободить эмоциональный ресурс для учебы и других важных аспектов жизни. 3.Изучите и применяйте техники управления стрессом. Это поможет вам снизить уровень стресса и улучшить вашу концентрацию. 4.Старайтесь соблюдать режим сна, засыпать и просыпаться в одно и то же время. Создайте комфортные условия для сна (темнота, тишина). При необходимости, проконсультируйтесь со специалистом по сну. 5.Попробуйте использовать техники концентрации. 6.Составьте режим дня, включите в него время для учебы, отдыха, хобби и физической активности. Это поможет вам снизить уровень хаоса и стресса. 7.Не забывайте хвалить себя за достижения, даже за маленькие шаги. Будьте терпеливы к себе, не требуйте от себя слишком многого.
Я рекомендую вам начать с диагностики СДВГ и работы с психологом. Это поможет вам получить понимание ваших проблем и найти пути их решения. Не стесняйтесь обращаться за помощью, это нормально. Уверен, вы справитесь!
+7-950-301-16-63 Виталий Фрейдович. Подписывайтесь на мои Соцсети - там уникальный материал! (онлайн-визитка со всеми ссылками в анкете).
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Арсений
Арсений, здравствуйте. В том о чем вы сообщаете " в простых задачах я допускаю глупые ошибки или при прочтении текста иногда пропускаю слова или неправильно их прочитываю" нет ничего странного так обычно поступают люди когда внутри себя они напряжены как бы несколько перевозбуждены и наверно вам в то время (в 11 кл) могли снится не спокойные сны, отражающие ваше состояние. Одну из причин вы отмечаете " моей печалью/грустью из-за прошлого" и есть другой не маловажный фактор это взросление, как бы требование быть взрослым. Что первое нуждается в принятии как должное, не влияющее на вашу самооценку тк у каждого человека есть права на жизнь, неприкосновенность, на время, на место, а вы словно несете в себе какую-то вину или стыд и тут о многом можно размышлять, выяснять, что второе - взросление, которое само по себе не приходит и требует некоторого "раскачивания" вперед и при неудачи, стремящееся назад (этим назад обычно является родительская семья) за поддержкой, за отдыхом от напряжения. Учеба может идти легче если внутренним распрям дано определение и место и что можно прояснять вместе со специалистом.
Ластовенко Алексей
Психолог
г. Донецк
Телесно-ориентированная терапия
Ответ для: Арсений
Здравствуйте, Арсений!
Одной из причин проблем с концентрацией внимания может быть накопленные стрессы и болезненные переживания.
Предлагаю вам пройти тест Холмса и Рэя, оценить уровень накопленного стресса, а также тесты Бека на уровень тревожности и депрессии (в основном предлагается тест Бека на уровень депрессии, но важно пройти именно и на уровень тревожности). В сети такие тесты есть в открытом доступе. На основании полученных результатов можно оценить ваше состояние уже конкретными цифрами и определить насколько ваша психика самостоятельно может справиться со стрессовыми событиями.
У человека есть природный механизм переработки стрессовых ситуаций. В большей степени этот процесс происходит во время фазы быстрого сна, когда нам снятся сны. Но бывают ситуации, когда внутренних сил не хватает и тогда переживания накапливаются и вызывают истощение нервной системы.
Даже если нам кажется, что мы забыли о каком-то травмирующем событии, на уровне нейронных связей остается память, которая капсулируется и не дает нашему сознанию в эту память погрузиться. Такое капсулирование тоже требует от организма сил.
Разрушив нейронные связи, которые сформировались в следствие болезненных событий мы можем высвободить силы и энергию, которые можно направить уже на конструктивные цели, в том числе и учебу.
Для переработки таких событий хорошо подходит метод ДПДГ (англ. EMDR), который направлен на балансировку и гармонизацию работы мозга.
Провожу консультации онлайн. С теплом, поддержкой и уважением!
Назарова Ксения
Психолог
г. Санкт-Петербург
Арсений, здравствуйте! Похоже, вы сталкиваетесь с несколькими взаимосвязанными трудностями: проблемы с вниманием, эмоциональная нестабильность, повышенная нагрузка и усталость. Все это может накладываться друг на друга, усиливая ощущение стресса. Давайте разберём всё по порядку, чтобы понять, что может вам помочь.
Вы упомянули, что ещё в школе начали замечать трудности с концентрацией. Это может быть связано с несколькими факторами.
Физическое состояние: общее самочувствие сильно влияют на способность концентрироваться. Учеба в топовом вузе часто требует больше сил и энергии, чем школа. Недостаток свободного времени может усиливать ощущение истощения. Вы пишете, что тратите всё время на учебу. А удаётся ли вам находить время для отдыха и восстановления? Иногда слишком строгий фокус на успехах может парадоксально снижать продуктивность. Подскажите, как вы оцениваете свое физическое состояние сейчас? "Хуже стал сон" — это важный сигнал. Плохой сон может сильно влиять на внимание, настроение и способности к обучению. Попробуйте ответить себе на вопросы: Какую часть времени перед сном вы проводите с гаджетами или за учёбой? Что помогает вам расслабиться вечером? Что можно попробовать?
Эмоциональное состояние: Вы упомянули прошлое, печаль и переменное настроение. Это звучит так, будто есть моменты, которые до сих пор остаются не проработанными, и они тянут за собой энергию. Были ли у вас в прошлом события, которые особенно тяжело вспоминать? Как вы справляетесь с такими чувствами?
Особенности внимания: возможно, у вас есть склонность к рассеянности, что может быть индивидуальной чертой или проявлением, например, синдрома дефицита внимания (СДВГ). Здесь я бы попросила вас ответить самому себе на вопросы: замечали ли вы такие проблемы ещё до 11 класса? Были ли периоды, когда концентрация улучшалась? Какие факторы вам помогали тогда лучше справляться с задачами?
Как можно подержать себя в данной ситуации: 1.Попробуйте разбивать задачи на мелкие шаги с чёткими временными рамками. Используйте техники вроде "Помодоро" (работа по 25 минут с короткими перерывами).
2.Постарайтесь наладить режим сна (ложиться и вставать в одно и то же время). Включите в день хотя бы 30 минут для активного отдыха (прогулка, спорт, расслабляющее хобби).
3.Подумайте о том, чтобы обратиться к психологу, особенно если вас беспокоит ваша концентрация, настроение и и общее состояние. Это поможет не только разобраться с эмоциями, но и наладить сон и внимание.
Какие из этих шагов вам кажутся наиболее полезными? Или, может быть, вы хотели бы начать с обсуждения чего-то конкретного?
Провожу консультации онлайн. Работаю в полимодальном подходе, использую EMDR (ДПДГ) для проработки сильных эмоций, травм. Буду рада вам помочь!
Ксения Назарова, психолог консультант По вопросам индивидуальных онлайн консультаций пишите в WhatsApp/Telegram +79681903723
Елена Ляус
Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Здравствуйте. Арсений. Возможно, Ваши переживания, связанные с прошлым погружают Вас в депрессивное состояние, что ослабляет концентрацию и внимание. То, что Вы всё время отдаёте учёбе, может привести к истощению, а значит, и проблемой с концентрацией внимания. Если болезненное прошлое Вас не отпускает, свои переживания нужно проработать с психологом и отпустить. Это улучшит Ваше состояние. Так же, находите время на отдых. Если это не поможет, пройдите обследование на СДВГ, депрессию и уровня тревожности.
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93
Анточ Лидия
Психолог
г. Кишинёв
Эмоционально-образная терапия
Цитата: хуже стал спать/засыпать. Особенно беспокоит именно проблема со внимательностью, из-за нее я не могу нормально учиться.
Арсений, здравствуйте. Учёба всегда требует много сил и хорошего уровня развития всех познавательных способностей. Первое что необходимо отслеживать это хороший отдых, полноценный - это ресурс для хорошей работы мозга. Сбалансированное питание тоже важно, важно чтобы Ваш организм получал все необходимые ему элементы и витамины, здоровую пищу. Концентрация внимания в норме не может быть постоянной. Наше внимание так устроено, что периодически оно переключается и чтобы не отвлечься нужны целенаправленные усилия. Когда человек уставший, голодный, не выспавшийся его трудоспособность может снижаться на 30% и более. Одним из способов улучшить свои результаты может быть сделать работы с запасом по времени, чтобы прежде, чем их сдавать Вы могли бы их отложить на некоторое время, а потом свежим глазом на свежую голову проверить ещё раз. Собственно есть определённые правила хорошего запоминания и они совсем не в том чтобы учиться без перерывов и отдыха. Всегда помните о необходимости поддерживать свое ресурсное состояние. Теперь собственно про концентрацию внимания. Вы можете прибегнуть к различным специальным упражнениям. Начиная от самой простой корректурной пробы и до всяких прочих более сложных. Но если обратитесь за индивидуальной помощью, можно будет конкретно провести диагностику, понять что именно в наличии дать конкретные под Вас рекомендации и упражнения. Желаю успехов!